Катманду два туристических района. Несмотря на то, что от одного до другого минут 20 пешком, разница между ними значительная. Первый — Тамель — большой и шумный, по его улицам круглосуточно передвигаются толпы местных и приезжих. Здесь есть все, что нужно туристам: много гостиниц, кафе, несколько книжных магазинов, туристические агентства и миллион торговцев различным непальским (а чаще псевдонепальским) барахлом.
Другое место, популярное у путешественников, — Фрик-стрит. Эта улица берет начало непосредственно от Дурбар. Здесь гораздо дешевле и спокойнее, чем в Тамеле. Туристических заведений тоже предостаточно, но есть и национальный колорит: маленькие лавочки, придорожные алтари, уличные пельмени. Лучший гестхаус на Фрик-стрит — Satkar, что на противоположном от Дурбар конце улицы, рядом с овощным базарчиком. Лучший ресторан — Lumbini; в нем готовят индийскую еду, причем гораздо лучше, чем в самой Индии.
Чтобы увидеть дворцовые и храмовые комплексы столицы придется заплатить. На подступах к площадям и прочим достопримечательностям стоят полосатые будки, рядом — юноши и девушки в хаки. Пашупатинатх, что в переводе с санскрита значит Звериный храм, — город в городе, огромный индуистский храмовый комплекс. Люди и животные владеют им сообща — «поделив» его во времени. «Человеческую» часть принято осматривать днем, начав с огромной рыночной площади у подножия священного холма. Чего здесь только нет! Подсвечники, кадильницы, статуэтки всевозможных богов индуистского пантеона, чашечки для благовоний, сами благовония, горы священных красок, красной, оранжевой, синей… Однако основной товар — дрова для кремации, от самых дорогих, сандаловых, до простых вязанок хвороста.
Посещение Пашупатинатха ночью — удовольствие для любителей экзотики. Если хотите рискнуть, необходимо приехать за 2 часа до заката солнца, обойти комплекс сзади и войти в ворота — билеты никто не проверяет. Оказавшись на территории, вы сразу поймете, почему храм называется звериным: в это время здесь безраздельно господствуют стаи голодных, сердитых и ободранных бесхвостых макак. Рядовые приматы обычно скачут в опасной близости от человека, стараясь что-нибудь вырвать у него из рук, а вожак с налитыми кровью глазами и вовсе норовит перегородить дорогу.
Сваямбунатх – второй храмовый комплекс на горе, который стоит посетить. Только в отличие от Пашупатинатха он — буддистский. Вдоль белых стен — бронзовые молитвенные барабаны, стертые многими тысячами крутивших их рук. Скачущие поблизости макаки гораздо скромнее пашупатинатхских: не воруют, не набрасываются. Первое, что видишь, войдя внутрь, — глаз Будды, смотрящий с башни старейшей ступы, возведенной в III в. до н.э. С какой стороны к ней ни подойди, глаз всегда направлен на тебя.