Договор безопасности

Договор безопасностиВ мае 1960 года, в разгар борьбы против заключения американо-японского договора безопасности, состоялась конференция Общества изучения истории. Исии Такаси выступил на этой конференции со специальным докладом «Открытие страны и японо-американские отношения». В нем историк тщательно проследил ход открытия страны в период бакумацу и подверг критике планы празднования столетия японо-американской «дружбы» по случаю юбилея со дня ратификации торгового договора между Японией и США. Исии говорил: «…Нужно сказать, что начинать" японо-американскую «дружбу» с установления неравноправного договора означает насильственное искажение фактов во имя некоторых политических целей» .

Исии Такаси совершенно справедливо разоблачил официозные концепции истории японо-американских отношений, созданные с позиций презентизма. Однако против доклада Исии были возражения. Некоторые участники конференции опасались появления другой крайности — оценки последствий, открытия страны только в отрицательном аспекте, что, естественно, снижало научный подход к влиянию открытия страны на историческое развитие Японии. Подводя итоги дискуссии, Эгути Боку — ро справедливо заметил, что проблема последствий открытия страны во многом еще остается неразрешенной. Он писал, что «необходимо дальнейшее исследование этих проблем» .

Но для этого необходимо было взглянуть на связь внутреннего и международного положения Японии под другим углом зрения — выяснить ее место во всемирной истории. Такая постановка проблемы в изучении взаимодействия внешних и внутренних факторов наметилась Обществом изучения истории на конференции 1961 года, где с докладом «Историческое место Мэйдзи исин» выступил Сибахара Такудзи. Сибахара выдвинул подход к влиянию внешнего фактора на Мэйдзи йсин как к звену международных противоречий нового времени. Он считал, что послевоенная марксистская историческая наука в Японии не всегда наследовала и развивала позитивные аспекты «ранней Кодза»,К которой он относит «Историю развития японского капитализма» Иоро Эйтаро и «Формирование капитализма на Востоке» Хани Горо.