Работа историков

Работа историковОзнакомление с работами историков, принадлежавших к школе «Роно», действительно показывает их определенную теоретическую растерянность и заметное отступление от прежних позиций. Свидетельством этому может служить вышедшее в 1948 году двухтомное «Исследование японского капитализма» Оути Хёэ, Сакисака Ицуро, Цутия Такао и Такахаси Macao. В нем заметны попытки примирить в оценке переворота Мэйдзи концепции буржуазной революции, развивавшиеся теоретиками «Роно», и становления абсолютизма, получивших большое распространение среди историков «Кодза», и таким образом найти равновесие с действительностью. В частности, Сакисака Ицуро писал, что «Мэйдзи исин — это буржуазная революция, в то же время революция, создавшая абсолютизм». И хотя абсолютизм в понимании — Сакисака это не политический механизм, а наследие феодального строя, основанное на традиции и, следовательно, подлежащее. быстрому изживанию после Мэйдзи исин, факт признания феодальных пережитков был налицо.

Однако следует более осторожно оценивать то, что можно было бы назвать «перевесом «Кодза» в этот период. По-ви — димому, перевес «Кодза» привел к исчезновению тех резких рамок, которые идейные расхождения превращали в четкое размежевание двух организаций историков. Тем не менее концептуальные расхождения, методологические различия, противоположность в подходе к одним и тем же проблемам, словом, различия в том идейном материале, который был накоплен до войны, не могли исчезнуть, Они сохранились и были унаследованы широким кругом историков. А поскольку марксизм и как политическое учение, и как методология получил права гражданства и стал достоянием значительной части исследователей, не связанных партийными рамками, в том числе и буржуазных ученых, то расхождения между «Кодза» и «Роно» имели тенденцию к воспроизведению в новых формах Японские историки гордятся тем, что в Японии «сильные позиции марксистской науки не имеют равных среди капиталистических стран». Действительно, марксизм в послевоенной Японии приобрел большую популярность, в том числе исреди историков.