Можно заметить, что оценка политических процессов в Мэйдзи исин не давала ощутимых конкретных результатов, а имела тенденцию переходить в плоскость общеметодологических споров. Тояма Сигэки справедливо замечает, что к середине 50-х годов заметно проявился разрыв между экономическими и политическими исследованиями. Этот разрыв бросался в глаза уже на конференции Общества изучения истории при обсуждении проблемы помещичьей системы. Тояма так рисует обстановку на этой конференции: «Все ощущали и говорили, что исследование помещичьей системы должно проводиться систематически, включая политику и экономику, однако ясно было,, что… существует огромный разрыв в постановке проблемы и реальных доказательствах со стороны экономической историй и политической истории».
Конференция Общества изучения истории, проводившаяся в 1956 году,, принесла новые подтверждения такого положениявещей. На этой конференции со специальным докладом «Поли: тичоскии процесс в Мэйдзи иенн». выступил Тояма Сигэки. Тояма стремился преодолеть разрыв между экономическими исследованиям!!, в первую очередь, Фурусима Тосио, который считал, что в районах бурного развития движения против баку — фу буржуазное развитие не было высоким, и политическими исследованиями Тёсю Нарамото ТацуЯ и Танака Акира, стремившихся признать определенную прогрессивность движения тобаку. Он также стремился преодолеть разрыв между исследованиями истории бакумацу и движения за свободу и народные права путем пересмотра политики правительства исин. Однако доклад Тояма не вызвал плодотворной дискуссии.
Вопрос о политической борьбе в ходе Мэйдзи исин стал предметом обсуждения и другого объединения японских историков — «Общества изучения истории Японии» . На конференции этого общества в 1956 г. Вакита Осаму выступил с докладом «Пересмотр теории Мэйдзи исин» , в котором коснулся вопроса о связи движения сонно дзёи. с движением з? свержение баку — фу. Исследователь не отрицает, что в движении сонно дзёи активное участие принимали зажиточные слои — крестьянства и купечества, однако он считает, что в это время происходит эволюция феодальной власти в абсолютистском направлении. Особенность группировки тобаку он видит в том, что она определенно предложила политический курс, обнаруживающий абсолютистские тенденции, которые, с его точки зрения, содержались в ансэйских реформах.