Что же касается теории исторического Познани я, то ее основными элементами у Кавано являются идеи «целостности» исторического познания, конкретности национальной истории, «давления одновременности существования или одновременности эпохи». Последнее нужно понимать как выражение идеи единства всемирно-исторического процесса. Японский историк указывает также на возможность объективности исторического познания при заинтересованности историка в результатах исторического познания. По мнению Кавано, изменение взглядов историка Вместе с изменением эпохи не мешает объективности научного познания. «Более того, — замечает он, — чем полнее интерес историка согласуется с глубокой коренной, тенденцией эпохи, в которую он живет, темболее его положение позволяет ему рационально, последовательно воспринимать пульс истории».
Кавано Кэндзи справедливо возражает против рассмотрения законов истории под одним и тем же углом зрения с законами природы, которые не опосредуются человеком. Заостренность концепции Кавано против позитивистского понимания тех задач, которые стоят перед исторической наукой, несомненно, составляет ее положительную сторону. Особая позиция отличает Кавано в вопросе о соотношении истории и социологии. Он считает, что «социология в высшей степени обладает характером исторической науки».