Исии Такаси выступил с критикой концепции Харагути Киёси. В своем исследовании «Гражданская война исин» он развивал концепцию Хаттори Сисо. Исии Такаси разделил «кампанию Босин» на три этапа. Первый этап он рассматривал как войну императорского правительства и правительства Токугава, которые вели борьбу за установление общенациональной абсолютистской политической власти. Второй этап составляет война между императорским правительством, обладавшим после освобождения Эдо характером центральной политической власти, и союзом северо-восточных княжеств, которые не имели возможности стать будущей абсолютистской властью.
Танака Акира в целом присоединился в оценке «кампании Босин» к Исии Такаси, однако заметил, что последний, видимо, слишком преувеличивал консерватизм княжеств Тохоку. Следует согласиться с замечанием Танака Акира, что понимание «кампании Босин» связано с общей концепцией Мэйдзи исин и характер этой кампании невозможно понять из нее самой.
Большое значение для понимания политических процессов в Мэйдзи исин имеет выяснение классового характера тех политических сил, которые сыграли руководящую роль в ходе борьбы за власть. Характерной тенденцией, наметившейся в 60-е годы, был отказ от прямолинейной трактовки, имевшей место в исследованиях 50-х годов, связи и преемственности между группировкой реформ в период Тэмпо, группировкой сонно дзёи после открытия портов, группировкой тобаку и бюрократией императорского правительства. Исследователи 50-х годов исходили из стремления усматривать прототип руководящей силы в период Мэйдзи исин в тех слоях, которые руководили реформами Тэмпо в княжествах. Еще в 50-е годы появился ряд работ, которые обратили внимание на реформы Ансэй как прототип Мэйдзи исин. Особенно видное место в обосновании такого подхода принадлежит Сэки Дзюнья, который изучал реформы Ансэй на материалах княжества Теею. В начале 60-х годов сами сторонники прежней концепции развития политического субъекта Мэйдзи исин заявили о необходимости ее пересмотра. Тояма Сигэки писал, что «группировка реформ политики княжеств не обязательно как таковая становится группировкой тобаку)».