Однако влияние марксизма на историческую 4 науку Японии носило весьма сложный характер и проявилось в самых разнообразных формах. Оно выразилось не только в упрочении позиций марксистского направления и марксистской методологии в исторических исследованиях, но и в появлении весьма разноликого, аморфного, но вместе с тем достаточно широкого и влиятельного течения в буржуазной, исторической науке, которое воспринимало лишь некоторые стороны марксизма, отдельные его положения, оставаясь в целом на позициях буржуазной методологии. При этом марксизм воспринимался в тех или иных дозах, в тех или иных пропорциях в зависимости от той основы, на которую он наращивался, и даже от субъективных склонностей самого историка. Поэтому нужно говорить не только о влиянии марксизма на буржуазную историческую мысль, но и об обратном влиянии. В различное время проблема обратного влияния приобретала различное содержание.
Распространению влияния буржуазной исторической науки на марксистское течение способствовали и внутренние слабости, имевшиеся в лагере историков-марксистов. Превращение группы «Кодза» в ведущее течение марксистской исторической науки в Японии сопровождалось осознанием, критикой и преодолением имевшихся в нем слабостей, но этот процесс далеко не всегда протекал гладко и успешно. Главным недостатком, присущим определенной части историков, тяготевшей к школе Кодза», было вульгарно-материалистическое истолкование исторического процесса, уклон к механическому детерминизму, стремление все факты истории вывести из экономического базиса, недооценка особенного в историческом развитии. Этот недостаток получил название «дурного течения «Кодза», или «вульгарного течения».