Подготовительный совет опубликовал программную статью под названием «Празднование столетия Мэйдзи», которая представляла собой откровенную апологию японского империализма. В ней говорилось, что «Мэйдзи — эпоха скачка и подъема, беспрецедентная даже в мировой истории», «об этом прежде всего красноречиво говорит современное положение Японии, которая несмотря на бедствия нынешней войны, быстро возродилась и процветает до такой степени, что как чудо вызывает восхищение мира» и т. п. Здесь отчетливо обнаруживается замысел поставить празднование столетия Мэйдзи на службу политическим интересам японского монополистического капитала.
Передовые японские историки, и в первую очередь историки-марксисты, ясно видели опасность правительственных планов использования столетия Мэйдзи в пропагандистских целях и выступили с их разоблачением. Одним из первых об исторической ответственности ученого напомнил Хани Горо, который выступил со статьей «Ответственность исследователя-историка в настоящее время».
Этот призыв нашел отклик среди историков, и в июле 1968 года 54 научных объединения, связанных с изучением истории. опубликовали заявление протеста, а в сентябре того же года заявление протеста опубликовали 367 ученых и учителей — истории. Прогрессивные японские историки развернули активную деятельность, направленную на разоблачение фальсификации переворота Мэйдзи в реакционных политических, целях. В декабре 1966 года Общество изучения истории созвало чрезвычайную конференцию, посвященную задачам исторической науки в изучении истории Японии нового времени. На этой конференции были представлены доклады Мацуо Сёити, Сасаки Дзюнносукэ, Накадзима Акира, Вада Харуки, разоблачавшие империалистическую версию «столетия Мэйдзи».