Главная » История » Прогрессивные элементы


Прогрессивные элементы


Прогрессивные элементыВ соответствии с такой оценкой внешнего положения Японии Иноуэ Киёси по-иному оценивает и движение сонно дзёи, которое он рассматривает как сопротивление внешнему давлению и видит в нем прогрессивные элементы. Если Тояма Сигани не видел существенной разницы в классовом содержании движения сонно дзёи и тобаку, то Иноуэ считал, что в переходе от одного движения к другому частично отражались антифеодальные требования масс, в то же время формировалась «демократия средних слоев>, частично отражавшая требования национальной независимости.

Иноуэ Киеси расходится с Тояма Сигэки Ц а оценке поведсния группировки тобаку. Если последний считал, что труп — пировка тобаку, использовавшая — в своих интересах борьбу народных масс, в решающий момент отвернулась от них и прибегла к «тактике интриг», к «заговору императорского двора», то Иноуэ Киёси делает акцент на выступлениях масс в «кампании Босин», в которой новая императорская власть вооруженным путем преодолевала сопротивление бакуфу и его союзников. В этой кампании Иноуэ Киёси усматривал связь группировки тобаку с массами, считал, что усилиями народных масс установился новый режим, проводивший реформы.

Новизну концепции Иноуэ Киёси очень хорошо оценил Тояма Сигэки. Он видел эту новизну в итоговой оценке Иноуэ переворота Мэйдзи, благодаря которому «японский народ сделал решающий шаг по пути формирования современного государства, к сбеспечению национальной независимости». В этой связи Тояма пишет: «Концепция Иноуэ открывала новый угол зрения на историческое значение национальной консолидации по сравнению с предшествующей историко-материалистической наукой, которая видела в Мэйдзи исин либо проблему буржуазной революции, либо формирования абсолютизма». Действительно, эта сторона вопроса — образование централизованного национального государства, — имеющая большое значение в выяснении диалектики внешнего и внутреннего в Мэйдзи исин, оставалась вне поле зрения исследователей или получала одностороннее решение.



Еще статьи из этой рубрики:

    Концепция абсолютизма
    Сильную сторону концепции абсолютизма Харагути Киёси составляет анализ изменения классовой базы японской монархии после Мэйдзи иснн. Вполне правомерно привлечение внешнего фактора для объяснения исключительного характера японского государства. Однако влияние этого фактора необходимо понимать более широко: это не только необходимость сохранения государственной самостоятельности

    Методологический тупик
    Стремлением соединить М. Вебера и К. Маркса Оцука Хисао создал методологический тупик, выход из которого лежал либо в переходе на главную магистраль развития исторической науки по пути марксизма, либо в движении назад к индивидуализирующей истории Риккерта и Виндельбандта. - Этот методологический, тупик был реакцией на социологизацию исторической науки, реакцией на вульгаризацию марксизма, который легко превращается в разновидность позитивизма,

    Ошибочность концепции
    В декабрьском номере Журнала «Сисо» за 1956 год философ Уэяма Сюмпэй напечатал статью «Пересмотр теории Мэйдзи исин» , стержень которой составляла критика группы «Кодза». Уэяма видит ошибочность концепции «Кодза» в том, что она находит в Мэйдзи исин буржуазный социально-экономический переворот, но не признает перехода власти к буржуазии. Причину этого философ видит в методологической несостоятельности японской