Не было бы смысла еще раз возвращаться к мальтузианским теориям, убедительно опровергнутым классиками марксизма, если бы эти теории не возрождались вновь и вновь в измененном виде многочисленными последователями Мальтуса в наши дни. Особенно плодородную почву неомальтузианство всегда находило в странах Азии с большим населением и низким уровнем жизни.
Все мальтузианские и неомальтузианские теории сходятся на том, что рост народонаселения происходит якобы быстрее, чем рост средств существования. Для каждого периода, согласно этим теориям, существует какая-то «оптимальная» численность населении, превышение которой и влечет за собой всевозможные бедствия и страдания народа. Гоминьдановские теоретики разработали в Китае так называемую «теорию цикличности». Вот как выглядит эта теория, выдаваемая за естественный и непреложный закон истории. «…В начале новой династии, когда устанавливались мир и порядок, население развивалось благодаря превышению рождаемости над смертностью… Впоследствии увеличившаяся и продолжающая увеличиваться плотность вкупе с отсутствием изобретений и улучшений в агротехнике постепенно усиливала борьбу масс за существование. Тем не менее рост населения продолжался, пока не достигалась точка насыщения — вершина цикла. Вслед за этим начинались эпидемии и голод, симптомы перенаселенности, жизнь становилась все более невыносимой и вспыхивала революция или война. Это временно ослабляло гнет перенаселенности и вызывало к жизни новую династию. Население продолжало сокращаться, пока не достигало наименьшего возможного уровня — низшей точки цикла. Затем начинался новый цикл».