На материалах княжества Мито и Тёсю Сибахара Такудзи далее прослеживает, как проявлялся процесс абсолютизации в движении сонно дзёи, а затем в деятельности так. называемой группировки тобаку. И всюду он видит развитие основного классового противоречия между классом феодалов в целом и феодально зависимым крестьянством. Сибахара Такудзи замечает, что «очень трудно отыскать сущность объективных классовых противоречий впроцессе абсолютистской реорганизации и головокружительном водовороте второй войны между бакуфу и Тёсю и в воине Бо — син. Они скорее проявляются в «бунтах дезертиров», один за другим происходивших с конца 2 года Мэйдзи и в крестьянских восстаниях в феодальных владениях».
Рассмотренная концепция Мэйдзи исин как процесса становления абсолютизма Сибахара Такудзи представляет собой систематизацию на базе достижений социально-экономических исследований предшествующего периода тех идей, которые были выдвинуты об японском абсолютизме различными исследователями в 50-е годы. Это идея регионального абсолютизма в реформах Тэмпо Хаттори Сисо, трактовка Мэйдзи исин как кануна крестьянской войны Тояма Сигэки, акцент на угрозе превращения в полуколонию как важного фактора государственной консолидации Иноуэ Киёси, отказ от рассмотрения абсолютизма с точки зрения равновесия борющихся старых и новых-классов Хориэ Хидэити.