Парламентская форма правления

Парламентская форма правленияНекоторые положения Кавано созвучны пониманию Мэйдзи псин как «революции сверху». Исследователь считает, что ход французской революции, по словам К. Маркса, направлен «снизу вверх», это процесс непрерывного подъема, японская же революция — это скорее процесс, который идет сверху вниз» . В другом месте Кавано вновь возвращается к этой мысли и замечает: «Нельзя отрицать, что преобладали моменты мобилизации, обучения «сверху», чем — стихийность масс. Безусловно, эта обстановка имеет отношение к слабости демократии в Японии» .

В связи с таким подходом к перевороту Мэйдзи особый смысл приобретает определение исследователем системы государственной власти, возникшей в результате этого переворота, как бонапартизма. Он пишет: «Это хотя и буржуазное государство, но государство, не принимающее парламентской формы правления, в нем преобладает бюрократическая, военная монархия, оно соответствует, говоря словами Маркса, бонапартизму… или раннему буржуазному государству» .

Кавано Кэндзн вплотную подошел к определению переворота Мэйдзи как «революции сверху», что весьма характерно для методологических исканий второй половины 60х годов, происходивших в русле марксистской историографии, однако двойственное отношение к. марксизму помешало ему выдвинуть целостную, законченную концепцию «революции сверху», основанную на марксистском понимании исторического процесса. Его система доказательств далеко не во всем убедительна, а сравнения с французской революцией нередко носят характер поверхностных аналогий. Этот изъян вместе с Кавано Кэндзи разделяет и то течение в историографии, к которому он принадлежит. Кавано является представителем буржуазной либеральной историографии, для которой характерно впитывание некоторых идей марксизма, ставших уже неоспоримыми или общепринятыми. Такое сочетание марксизма с приверженностью к буржуазному подходу в области политики сближает это течение с реформистской историографией.