Главная » Культура » Парламентская форма правления


Парламентская форма правления


Парламентская форма правленияНекоторые положения Кавано созвучны пониманию Мэйдзи псин как «революции сверху». Исследователь считает, что ход французской революции, по словам К. Маркса, направлен «снизу вверх», это процесс непрерывного подъема, японская же революция — это скорее процесс, который идет сверху вниз» . В другом месте Кавано вновь возвращается к этой мысли и замечает: «Нельзя отрицать, что преобладали моменты мобилизации, обучения «сверху», чем — стихийность масс. Безусловно, эта обстановка имеет отношение к слабости демократии в Японии» .

В связи с таким подходом к перевороту Мэйдзи особый смысл приобретает определение исследователем системы государственной власти, возникшей в результате этого переворота, как бонапартизма. Он пишет: «Это хотя и буржуазное государство, но государство, не принимающее парламентской формы правления, в нем преобладает бюрократическая, военная монархия, оно соответствует, говоря словами Маркса, бонапартизму… или раннему буржуазному государству» .

Кавано Кэндзн вплотную подошел к определению переворота Мэйдзи как «революции сверху», что весьма характерно для методологических исканий второй половины 60х годов, происходивших в русле марксистской историографии, однако двойственное отношение к. марксизму помешало ему выдвинуть целостную, законченную концепцию «революции сверху», основанную на марксистском понимании исторического процесса. Его система доказательств далеко не во всем убедительна, а сравнения с французской революцией нередко носят характер поверхностных аналогий. Этот изъян вместе с Кавано Кэндзи разделяет и то течение в историографии, к которому он принадлежит. Кавано является представителем буржуазной либеральной историографии, для которой характерно впитывание некоторых идей марксизма, ставших уже неоспоримыми или общепринятыми. Такое сочетание марксизма с приверженностью к буржуазному подходу в области политики сближает это течение с реформистской историографией.



Еще статьи из этой рубрики:

    Идея крестьянской революции
    Исии Такаси считает, что «концепция Хориэ оформилась в результате смещения концепций Хаттори, Фудзита и Оно»К предтечам Хориэ Исии тем самым относит не только историков марксистского направления, но и либерально-буржуазного историка Оно Такэо, внесшего большой вклад в изучение крестьянского движения. С такой оценкой трудно согласиться. В основе концепции Хориэ скорее прослеживается идея крестьянской революции, заметная у Хани

    Изменение классового характера и классовой базы
    Уэяма Сюмпэй неверно представляет характер связи между развитием базиса и надстройки в буржуазном обществе. Не существует прямолинейной и однозначной связи между стадией, развития буржуазного государства и формой власти, поэтому идея «раннего буржуазного государства» неверна в своей основе. Как показал К. Маркс в ряде своих работ по истории Франции, в ходе капиталистического развития происходит прежде всего изменение

    Общество бакумацу
    Другой подход представлен Сасаки Дзюнносукэ, который изложил свою концепцию в ряде статей, опубликованных в журнале «Рэкисигаку кэнкю» и в монографии «Общество бакумацу». Основной идеей Сасаки является мысль о незавершенности буржуазного развития в Японии, которая отражается на специфике классовых отношений и классовой борьбы в Японии. В своих работах он ставит вопрос о качественном развитии классовой борьбы на основе противоречий