Начиная со Средневековья, ещё до наступления эпохи сознательного оформления модели французской культуры, определенный набор идей и традиций, созданных на территории Гексагона, распространялся по всей Европе. Мы уже говорили о Крестовых походах, идея которых, до её широкого распространения по всему западно-христианскому миру, была лишь выражением тесного союза между династией Капетингов и папой римским. Если клюнийское и цистерцианское направления романского искусства родились в Бургундии, бывшей в тот момент французской лишь по языку, то готика явилась ярким выражением роста могущества французских королей и накопленного богатства французских городов. Из Сен-Дени и Мортенваля она распространилась по всей северной Франции, а также по территории Испании, Германии, Фландрии. Нельзя не упомянуть значительной роли, сыгранной Сорбонной в развитии философской и теологической мысли, ведь отсюда вышли св. Фома Аквинский, св. Бонавентура и св. Людовик Тулузский, и где в 1215 г. св. Доминик основал свой орден. На горе св. Женевьевы в Париже были основаны многочисленные коллежи, финансировавшиеся различными французскими и иностранными меценатами: здесь учились студенты со всей Европы. В течение полутора веков, в период между 1494 г., годом начала Итальянских войн и 1661 г., датой смерти Мазарини, Франция многое переняла у Италии. Немало итальянских артистов всё ещё находилось при дворе в начале правления Людовика XIV, но они либо уже окончательно стали французами либо покинули страну. Под абсолютистской властью короля сформировалась модель культуры, охватившая все аспекты общественной и творческой жизни, которая вскоре начала экспортироваться во все уголки Европы. Создававшиеся в Версале и Париже язык и литература, архитектура и скульптура, живопись и музыка, принципы градоустройства и разбивки садов, наконец, гастрономия, копировались не только по всему королевству, но и в Неаполе, Берлине, Копенгагене или Вене.