Позиции абсолютизма

Позиции абсолютизмаНа позициях абсолютизма стояли и те из послевоенных сторонников группы «Кодза», которые стремились отыскать в Мэйдзи исин признаки буржуазной революции. К их. числу принадлежит, в первую очередь, Нарамото Тацуя. В 1949 году, Уже после обнародования своей концепции «гоно», как среднего производителя, воплощавшего в себе буржуазные. тенденции, Нарамото определял Мэйдзи исин как становление абсолютизма. Он писал, что «предысторией» Мэйдзи исин был «уклон к абсолютистскому государству, отчетливо заметный в каждом княжестве, а более всего в юто-западных княжествах» ,Наиболее последовательно идею абсолютизма отстаивал Псин Такаси, начавший свою научную деятельность в рядах довоенной «Кодза», а после войны написавший большое количество трудов по различным проблемам Мэйдзи исин. Концепция Мэйдзи исин как становления абсолютизма в послевоенный период претерпела у Исии значительную эволюцию, и по этой эволюций мы можем проследить наиболее характерные черты подхода к Мэйдзи исин как к абсолютизму вообще. Как уже отмечалось, в 1947 году Исии отстаивал идею абсолютизма в книге «Анализ смуты бакумацу», однако отрицал разложение феодального общества Японии как условие для формирования абсолютизма, такие условия он искал вовне. В 1948 г. ту же идею исследователь повторил в книге «Дипломатия бакумацу». Здесь еще более определенно проводится тезис, что международная буржуазия в некотором смысле дополняла и возмещала роль внутренней буржуазии.

Исии Такаси весьма осторожно подходил к реформам Тэм — по как предыстории формирования абсолютизма: «Можно сказать, что в реформах Тэмпо нет явных признаков, которые указывали бы на уклон к подлинному абсолютизму, но в другое время, мы должны будем признать существование ростков, предвещающих поворот к абсолютизму» . Здесь Исии возвращается к тезису, высказанному в 1957 году в исследования «Международное окружение в Мэйдзи исин», в котором он считал реформы Тэмпо «проектом перестройки феодального господства, чтобы вскоре стать предпосылкой для перехода к абсолютизму».