Главная » История » Теория модернизации


Теория модернизации


Теория модернизацииЧто же касается плоско-утилитарного варианта «теории модернизации», то он лишен тех философских одеяний, в которые облачена теория Ростоу, стержень его — это довольно поверхностная и произвольная характеристика зрелого и перезрелого капитализма. При всей своей правильности приведенная характеристика относится к внешним истокам японской «теории модернизации», но не исчерпывает всей сложности той суммы явлений, которые выросли на японской почве под общим названием «теории модернизации».

Немарксистский характер «теории модернизации» позволил охватить этим весьма неопределенным термином различные течения буржуазной историографии: от реакционной буржуазной историографии, видящей образцы развития в американской исторической науке, до мелкобуржуазной историографии, сохраняющей определенные демократические тенденции, от Така — сима Такаёси до школы Оцука Хисао. С пестротой и крайней разнородностью японской «теории модернизации» связаны и весьма разноречивые ее оценки, которые имеются в японской историографии. Сибата Синго видит в ней разновидность «монополистической идеологии». Ханда Хидэо склонен расценивать ее как «метаморфозу модернизма», сближая ее со школой Оцука Хисао и другими течениями буржуазно-либеральной историографии. Инумару Гиити рассматривает как мировоззренческое течение в послевоенной Японии, «выражающее идейные лозиции мелкой буржуазии». По его мнению, мелкая буржуазия может стать элементом единого фронта, поэтому «теорию модернйзации» можно оценить как «идеологию, обладающую позитивной стороной, которая может обеспечить участие в едином фронте».



Еще статьи из этой рубрики:

    Развитие капитализма
    Подход к Мэйдзи исин как к становлению абсолютизма по - разному объясняет сохранение старого классового характера политической власти в Японии: кризис феодальной системы; развитие основного противоречия между классом феодалов и крестьянством и использование государственной, властью в своих интересах противоречий внутри крестьянства, вызванных появлением капиталистических отношении; противоречие между государственно-феодальной и частной собственностью

    Достояние исторического мира
    В 1868 г. вышла уже упоминавшаяся работа Тояма Сигэки «Мэйдзи исин и современность». В этой книге исследователь ставил целью «упорядочить» и «передать читателям результаты послевоенных исследований Мэйдзи исин, которые следует назвать общим достоянием исторического мира» . Различным направлениям буржуазного историзма в изучении Мэйдзи исин Тояма Сигэки стремится противопоставить трактовку этого со: бытия с историко-материалистических

    Представители академических кругов
    Членами совета этого общества были крупнейшие представители АкадемичеСких кругов: Коидзуми Синдзо, Абэ Ёсинари, Цуда Сокити. Вацудзи Тэцуро. Общество приступило К Созданию 14-томнои «Истории культуры Мэйдзи» и 6-томиои «Истории культурных сношений Японии и США» .Апологетический характер этих трудов отчетливо выражен в предисловии к 1-му тому «Истории