Вслед за этим на японское общественное мнение лавиной обрушилась «теория модернизации». В общем хоре этой пропагандистской кампании слились голоса американских и японских ученых. Весной J96J г. один из американских участников конференции в Хаконэ Р. Н. Бела прочел 3 лекции в Токио под названием «Сознание ценностей и социальный переворот в Японии». В это же время в Японию был назначен послом один из крупнейших знатоков страны Э. Рейшауэр, приложивший большие усилия для насаждения «теории модернизации». В июне 1961 года на японском языке был издан недавно вышедший в США труд У. Ростоу «Стадии экономического роста», переведенный Кимура Канэко.
В начале 60-х годов начали появляться японские варианты «теории модернизации», произошел поворот в сознании буржуазных японских обществоведов в сторону «теории модернизации». Организаторы пропагандистской кампании по насаждению «теории модернизации» подкрепили этот поворот в сознании материальными мерами.
В рамках «теории модернизации» концепцию перехода Японии к капитализму выдвинул Э. Рейшауэр. Он объяснял успех модернизации Японии тем, что она «не спешила с демократизацией, а осуществляла ее шаг за шагом, пользуясь каждым благоприятным случаем». В этом положении отчетливо просматривается идея ненасильственного постепенного перехода к капитализму с сохранением старых общественных институтов. Другой сторонник «теории модернизации» Р. Уорд пошел еще дальше, доказывая необходимость монархии в Японии. Он утверждал, что «авторитарные формы политической организации могут быть необычайно эффективны на ранней стадии процесса модернизации».
Подобного рода идеи оказались созвучны тенденциям правого крыла японской буржуазной историографии, которая стремится очистить переворот Мэйдзи от следов классовой борьбы. Один из японских буржуазных исследователей Авано Ясутаро, например, делает упор на том, что в Мэйдзи исин «не было смертельной кровавой борьбы между враждующими силами, как в обычной революции, власть была взята сравнительно мирным путем». Авано Ясутаро опирается на идеи Окума Сигэнобу, видевшего в Мэйдзи исин «перемену эволюционного характера».