Выбор Парижа столицей государства, сделанный Хлодвигом I в 508 г. был, очевидно, значительным моментом в истории, поскольку Лион потерял таким образом свою главенствующую роль на западноевропейском перешейке, хотя сеть сухопутных сообщений на протяжении многих веков всё ещё оставалась ориентированной на этот центр древней Галлии посреди Центрального массива. Франкское государство скоро распространилось до Пиренеев, Альп и берегов Рейна. Политическая власть и католическая церковь во Франции долгое время были связаны тесными же к нашим дням, мусульман — происходило достаточно драматично. До сих пор отделение церкви от государства, официально провозглашенное в 1904 г., не является очевидным. Об этом свидетельствуют то и дело вспыхивающие дискуссии вокруг «свободной» школы, инициируемые ее сторонниками, якобы «притесняемыми» их оппонентами, а также, пусть и более редкие, дискуссии в связи с недавним юбилеем крещения Хлодвига I в 1996 г., отмеченным визитом Папы римского. Об этом же говорят и факт принятия решения о неудалении со стен в официальных учреждениях ряда восточных департаментов страны католических крестов-распятий, или официальная траурная месса в Соборе Парижской Богоматери по смерти Франсуа Миттерана в 1996 г. Храм республиканского лаицизма, Пантеон1-11, так же как и часовни Сорбонны до сих пор увенчаны крестами.