Сеть городов и пути коммуникаций во Франции

Сеть городов и пути коммуникаций во ФранцииСпециалисты по организации пространства охотно прибегают к использованию метафор текстильного или геометрического происхождения. Безусловно, территория страны очень насыщена различными осями, вдоль которых происходит активное перемещение потоков товаров, людей, информации, генерируемых, в основном, в полюсах роста, как правило, расположенных в городах. Вообще говоря, любое местоположение является центром какого-нибудь пространства. Однако, специалисты, создающие образ различных территориальных единиц, всё же сильно злоупотребляют этим тезисом, поскольку, некритически понятый, он создает впечатление непрерывности, гармоничности пространства и наличия в нем некой абстрактной центральной точки. Однако Франция, как и любая другая территория, вследствие сложности сетей коммуникаций и системы расселения, имеет высоко гетерогенную пространственную структуру. Уже давно говорится о её иерархичной организации, при сильном доминировании Парижа. В наши дни города одной и той же иерархической ступени всё больше кооперируют между собой. На место конкуренции приходит специализация на определенных функциях. Подобное взаимно-согласованное развитие гораздо разумнее и намного выгоднее, чем предоставление решения одних и тех же задач многим населенным пунктам. Иначе развитие наиболее высококачественных секторов сферы обслуживания привело бы к неизбежному распылению средств по множеству городов среднего размера, воспринимаемых как прислуга, пригодная «на все случаи жизни». Более эффективным является обеспечение достижения каждым таким городом уровня высшего качества в одной или нескольких точно обозначенных областях. Надо сказать, что по закону во избежание обострения соперничества аналогичных территориальных объектов — государство оказывает поддержку лишь тем проектам городского развития, которые прошли согласование с управляющими органами других населенных пунктов того же иерархического уровня и функционального типа. Однако, как показывает пример непродуманного строительства аэропортов в лежащих совсем рядом городах Виши и Клермон-Ферране или аналогичная ситуация в Ниме, Монпелье и Безье, есть немало и случаев нарушения этого правила.