Разработка марксистской методологии истории

Разработка марксистской методологии историиНеобходимость углубленной разработки марксистской методологии истории получила дополнительный импульс при столкновении с так называемой «проблемой Вебера», возникшей в начале 60-х годов. Возникновение этой проблемы вряд ли можно объяснить случайным стечением обстоятельств. В 1964 г. исполнилось 100 лет со дня рождения крупнейшего немецкого буржуазного социолога и историка М. Вебера, который путем соединения неокантианской и позитивистской методологии, а также отдельных положений экономического учения К. Маркса предпринял попытку преодоления марксизма. В Японии в это время появилось множество работ, поднимавших на щит наследие М. Вебера.

Появление этих работ отразило состояние процесса методологической переориентации, в котором находилась буржуазная наука, и методологических трудностей, переживаемых марксистской историографией Японии. В это время усилились нападки на идейное наследие школы «Кодза», оживились дискуссии об азиатском способе производства, которые обнаружили слабости в марксистской историографии, обнажили ряд нерешенных проблем. Обращение к идеям М. Вебера рассматривалось некоторыми исследователями как средство их решения и одновременно как средство преодоления марксизма.

Характерной в этом плане была монография Утида Ёсиакэ «Вебер и Маркс — идейная структура японской социологии». «Проблема Вебера», с точки зрения Утида, возникает при встрече марксизма с азиатскими отсталыми обществами, которые марксизм объяснить не в состоянии. Отсюда он выводит «проблему Вебера в марксизме «Кодза». Основная идея Утида заключается в том, что необходимо выяснить аспекты общности в подходе к одним и тем же проблемам у К. Маркса и М. Вебера, а также дополнить методологию историко-социологической науки методологией экспериментальных наук. Это облекается у него в форму синтеза материального и идеального.