Эти ленинские положения имеют общеметодологическое значение. Вне всякого сомнения, для Японии актуально ленинское понимание процесса приспособления феодальной монархии к условиям капиталистического развития и перестройки ее классовой основы. Данное понимание Симояма Сабуро кладет. в основу концепции «революции сверху», которую он считает «обязательной концепцией» для выяснения «исторического процесса после Мэйдзи исин, особенно изменения классового характера монархической системы» .
В приведенных замечаниях Симояма Сабуро красной нитью проходит мысль о том, что «революция сверху» возможна лишь как звено всемирно-исторического процесса развития капитализма, когда после завершения промышленной революции исторические условия коренным образом меняются, вопрос о победе капитализма решен во всемирно-историческом масштабе и появляется возможность провести жизненно важные социально-экономические преобразования реформистским путем. При этом меняется функция старой политической надстройки, открывается путь для ее буржуазного перерождения. Значение этой концепции состоит в том, что она переводит в иную плоскость старую антиномию: революция или становление абсолютизма. Реформы, проведенные монархическим правительством, здесь вцглядят побочным продуктом революционного процесса не только в самой Японии, но и революционного перехода от феодализма к капитализму в мировом масштабе. Это приближение к ленинскому пониманию событий в Японии, где связаны воедино революция и последующие реформы. Концепция «революции сверху» была сформулирована Симояма Сабуро в самом общем виде. Она оставляла открытым вопрос об этапах эволюции японской монархии в буржуазную монархию.