Однако, в понимании Тояма, крестьянское движение так и не вылилось аграрную революцию, не носило буржуазного характера. Он невысоко оценивает социальную сторону Мэйдзи исин, считая, что это событие «как социальный переворот» было «очень мелким», ограничилось «сменой власти». Главным результатом переворота Мэйдзи Тояма Сигэки считает установление абсолютизма, который был «объединением, укреплением феодальной власти против крестьянской войны» . Но между переворотом Мэйдзи и установлением абсолютизма у него лежит определенный промежуток времени, в течение которого новая власть претерпевает значительные метаморфозы. Новый режим Мэйдзи, установившийся в результате переворота, в первые два года Тояма сравнивает с сословной монархией Европы XIV—XV вв., т. е. с переходной политической формой от чисто феодального государства к абсолютистскому государству.
Поскольку Тояма Сигэки считает, что «закон, пронизывающий политический процесс» вплоть до развертывания движения за свободу и народные права, был «продолжением истории политики бакумацу», стержнем его концепции Мэйдзи исин является трактовка расстановки политических сил в ходе реформ Тэмпо. Руководителем реформ Тэмпо, по мнению исследователя, была «группировка реформаторов низшего саму — райства, опосредованная гоно и госё» , которая использовала «в некоторой степени энергию антифеодальной борьбы масс» и, «апеллируя к массам смогла освоить тактику абсолютистских политиков по их обману».