Далее Сибахара Такудзи развивает мысль о том, что определяющим моментом в развитии Японии после Мэйдзи исин было изменение совокупности внешних и внутренних противоречий, в результате которого внешние противоречия отходят на второй план, а основными в развитии японского общества становятся внутренние противоречия. Основные его положения сводятся к следующему. Во-первых, с 1867 по 1871 г. наносится последний удар по системе бакухан, в результате чего внутренние противоречия из второстепенных превращаются в основные. Во-вторых, после того как новая власть приступает К соЦиальному, экономическому и политическому переустройству японского общества в капиталистическом направлении, внутренние противоречия претерпевают изменения. В это же время проявляется противоречие между Японией и азиатскими странами, противоречия между Японией и капиталистическимистранами переходят в разряд второстепенных, сохраняясь До конца эпохи Мэйдзи. В-третьих, процесс изменения совокупности противоречий сам «выражает противоречие, заключающееся в том, что если власть Мэйдзи стремилась разрешить внешние противоречия в буржуазном направлении, то она неизбежно должна была стать антинародной, контрреволюционной, агрессивной» .
Сибахара Такудзи выдвинул очень важную проблему о единстве национального и интернационального в Мэйдзи исин. Выяснить характер этого единства можно только учитывая стадию развития мирового капитализма. Сибахара не только стремится выяснить переход внешнего противоречия во внутреннее но и намечает проблему роли Японии в Азии, что составляет очень важный момент в выявлении места Мэйдзи исин в мировой историй.
Такая постановка вопроса отражала характерную тенденцию в марксистской исторической науке начала 60-х годов. На той же конференции Общества изучения истории Вада Харуки и Хинада Сидзуми выступили с докладом «Социальная структура России в новое время», в котором при исследовании истории России во второй половине XIX в. предлагали учитывать международный момент, т. е. место ее в мировой истории, подчеркивали целостный подход к национальному и интернациональному моменту.