Постановка вопроса о целостном подходе к внутренним и внешним факторам в перевороте Мэйдзи была очень важным методологическим принципом, который мог содействовать — успеху будущих исследований.
При анализе влияния внешнего фактора на общественное развитие Японии исследователи давно уже задавались вопросом о причинах различия в общественном развитии Японии и Китая. В своей монографии «Мэйдзи исин. Критика концепций», вышедшей в 1961 году, Исии Такаси объявляет «ненаучной» трактовку различий, в общественном развитии Японии и Китая с помощью такого «случайного фактора», как равновесие сил колониальных держав. Он видит эти различия в тех исторических условиях, которые привели к образованию в Японии централизованного государства во главе с императорской властью, способной проводить политику обуржуазивания. С точки зрения Исии, императорская власть, «имея компрадорский характер, обладала более сильной внутренней базой, чем цинский двор и бакуфу Токугава, поэтому ей не было необходимости полностью вревращаться в компрадора, как цинскому двору, а была присуща способность поддерживать относитель-нуЮ самостоятельность в качестве государственной власти». Решающим условием такой относительной самостоятельности Йсии Такаси считает «степень буржуазного развития, а также обусловленную им высоту антифеодальной борьбы». И далее японский историк утверждает: «…Именно в этой относительной самостоятельности ключ к тому, что наша страна и Китай пошли различными курсами».