Сторонники абсолютизма

Сторонники абсолютизмаРазличия во мнениях, которые были заметны среди сторонников абсолютизма, обозначились в связи с определением начального этапа абсолютизма и его социально-экономической базы. Один из сторонников идеи абсолютизма Оэ Синобу категорически считает реформы Тэмпо началом формирования абсолютизма. В 1959 г. в статье «Некоторые замечания об истории Мэйдзи исин» Оэ, исходя из исследований реформы Тэмпо Цуда Хидэо, рассматривает восстановление кабунакама как намерение впитать результаты мелкобуржуазного товарного производства, и в этом видит поворот системы бакухан к абсолютизму.

Другой отличительной чертой развития концепции абсолютизма является стремление совместить ее с изменениями классовой базы и классовой функции государства в процессе развития капитализма. Уже упомянутый Оэ Синобу так выразил задачи, которые он стремился решить в своей монографии «Формирование государства Мэйдзи»: «…Я полагал, что можно найти нить, которая сама по себе позволит разрешить сомнения в том, чтобы установить момент, когда государственная власть вынуждена сама вносить крупные исправления, по меньшей мере в Начальный период этого» .

В процессе своего развития в 50-е годы концепция, абсолютизма приобрела все более гибкий и разносторонний характер. Однако она имела и свои теневые стороны. В ряде исследований проявилось своего рода обратное влияние, когда приверженцы абсолютизма стремились проводить свой анализ действительности по меркам этой концепции. Такая тенденция была заметна при анализе аграрного строя Японии XIX в.

Подход к Мэйдзи исин как к буржуазной революции был выдвинут и буржуазными исследователями, стоящими на ле — вом фланге буржуазной исторической науки в Японии. Их методология была довольно разноликой. Обращение к концепции буржуазной революции у Уэяма Сюмпэи, например, связано с реакцией на марксизм как на методологию исторического исследования. Среди этого направления проявилась склонность к теории модернизации, презентизм, апология государственно — монополистического капитализма.