Неудовлетворенность вульгарно-материалистическим подходом проявилась среди историков-марксистов в виде сильной реакции на «экономизм», которая отражала мучительные поиски самостоятельного места японской исторической науки в марксистском обществоведении и адекватной ей методологической базы. Эта реакция проявилась в разных формах и была присуща специалистам, работающим в различных областях исторических исследований. В противоположность широко распространенной тенденции трактовать развитие истории по преимуществу как вызванное изменение экономического базиса ряд видных японских историков видвигал идею активности народных масс как важнейшего фактора исторического развития.
Почти в одно и то же время с Хани Горо за преодоление вульгарно-экономического подхода к истории с несколько иных позиций высказался крупный специалист в области древней истории Японии Исимода Сё. В майском номере журнала «Рэкиси хёрон» .он поместил статью «Задачи политической истории». В ней Исимода подчеркивал, что «историческая наука нового времени в нашей стране обладает одной особенностью, которая заключается в том, что она не смогла создать правильную традицию политической науки». Особый акцент Исимода делал на связи истории с современностью, ибо «эпоха, которую, сейчас переживает история, если выразить одним словом, политическая эпоха», — писал он.