Такие идеи были близки сторонникам «теории модернизации», которые не ограничивались копированием ее западных образцов, а искали истоки этой теории на почве развития японской исторической мысли. Сотрудники Института экономических проблем Азии, который занимается «сравнительным изучением процесса модернизации как внутри Японии, так и за рубежом», в коллективном исследовании «Модернизация Японии» призывают опираться на идеи Фукудзава Юкити и Окума Сигэнобу.
С критикой общеметодологических основ «теории модернизации» выступили Сакаки Тосио, Сугита Macao, Хабу Нагао, Суэнага Такасукэ, Тэрасава Цунэнобу. Они показали антимарксистскую направленность теории «стадий экономического роста» У; Ростоу. Благодаря этой критике стало ясно, что «теория модернизации» — это «неоколониалистская политическая теория, ведущая идеология японского монополистического капитала в настоящее время» .
Однако одной идеологической критики оказалось недостаточно, «теория модернизации» довольно прочно внедрилась в ткань академической науки, обсуждались возможности ее использования в исследовательской работе. В 1964 году в ведущих вузах Японии был проведен ряд симпозиумов по «теории модернизации», материалы которых были опубликованы. Эти симпозиумы были проведены в Обществе социологии Канто, на педагогическом факультете Токийского университета, в Научно-исследовательском институте социальных проблем университета Васэда. Характерно, в университете Васэда была обсуждена тема: «Процесс развития теории модернизации и его проблема в период Мэйдзи».