Смена общественно-экономических формаций

Смена общественно-экономических формацийДля отмеченного направления характерно принятие некоторых основных положений теории исторического процесса, и исторического познания марксизма: учение о закономерной смене общественно-экономических формаций, положение о детерминированности исторического процесса, признание качественных скачков в историческом развитии, целостности исторического познания и т. п. Своего рода методологическим манифестом это — Fo направления может служить подход к изучению истории Кавано Кэндзи.

Кавано Кэндзи выступает за использование сравнительно — исторического метода в изучении Мэйдзи исин, отмечая новизну этого метода в исторической науке Японии. «Наиболее основательной базой для сравнительной истории исследователь считает идею К — Маркса о смене азиатского, античного, феодального и капиталистического способов производства, высказанную в работе «К критике политической экономии», как необходимых ступенях исторического развития. К этому, по его мнению, необходимо — добавить социалистический способ производства, и полученная схема может послужить для сравнения этапов исторического развития. Другой важной идеей в понимании исторического процесса Кавано считает мысль В. И. Ленина о действии «тенденции неравномерности развития» . Кавано Кэндзи не поясняет, что Он имеет в виду. Очевидно, речь идет о законе «неравномерности экономического и политического развития» империализма, который — был открыт В. И. Лениным.

Во многом Кавано. близок пониманию сравнительно-исторического. метода в марксистской исторической науке. Недостатком же его сравнительно-исторического метода является отсутствие такой категории, как общественно-экономическая формация, которая более адекватно отражает своеобразие исторического развития, чем категория «способ производства». Другой существенный недостаток в том, что понятие «буржуазная революция» у Кавано не связано с категорией эпохи как «выражением общности глубинных закономерностей, раскрывающихся в историческом своеобразии данного периода общественного развития».