В такойобстановке протеста против реакционной фальсификации столетнего юбилея Мэйдзи иейн планы правительства устроить из этой даты шумную пропагандистскую кампанию потерпелипровал. Церемониальные мероприятия в центре и на местах, назначенные на 23 октября 1968 года, прошли при почти полной безучастности народа, а подобающую случаю торжественность им придало участие бюрократии и финансово-монополистических кругов. Попытки устроить из столетнего юбилея национальное единение вокруг империалистического курса правительства не удались.
Движение протеста против празднования столетия Мэйдзи явилось значительным фактом японской исторической науки. В борьбе против грубо презентистскон официозной интерпретации исторического значения переворота Мэйдзи прогрессивные японские историки смогли ясно увидеть сложную связь истории и современности, убедиться в том, что историческая наука все больше становится ареной противоборства сил реакции и демократии и что нельзя отдавать инициативу в этой борьбе силам реакции. Столетний юбилей Мэйдзи исин стал одним из мощ-ных толчков к осознанию проблемы ответственности историка за судьбы общества. Срыв правительственной кампании празднования столетия Мэйдзи доказал необходимость объединения всех демократически настроенных историков в борьбе за общую демократию, которая является необходимым условием подлинного развития исторической науки. Борьба против грубой правительственной фальсификации истории, в которой единым фронтом выступали историки различных направлений, подкрепила конкретным опытом вопрос о необходимости сохранения, и упрочения ведущей роли марксистского направления в исторических исследованиях, что было невозможно без разработки насущных методологических проблем.