Центральные министерства отвечают и за создание разветвленной сети королевских дорог, сходящихся в Париже, обеспечивающей быстрое перемещение внутри королевства товаров, почтовых сообщений, воинских частей, госчиновников и простого населения. В некоторых случаях представители центральной власти на местах занимаются сельским хозяйством, в других — развитием городов. Строительство каналов, начатое при Генрихе IV, распространяется на территорию всей страны. Самым протяженным и оригинальным из них становится канал Миди, созданный инженером Пьером-Полем де Рике и его сыном в 1666-1681 гг. В данном случае изменение территориальной структуры происходит в виде союза государственной воли и компетенции частных лиц и, в некоторой степени, частного капитала. Подобная конструкция сотрудничества существует до наших дней. Наследники де Рике сохраняли концессию на этот канал вплоть до момента его продажи государству в 1897 г., что являет собой
Интересный пример договоренности между правительством и частным лицом, продолжавшей действовать вопреки всем многочисленным изменениям политического устройства более двухсот лет.
Во внешнем облике городов всё больше проявляется печать унифицированных решений, принятых единым центром политической власти. Стиль архитектуры Парижа распространяется по всей стране: например, в городах-крепостях, построенных Вобаном по всему периметру Франции; он узнаётся в облике королевских площадей, дворцов и замков в версальском вкусе, в отелях, непременно располагающих двором и садом; виден он и в построенных загородных домах. Наконец, государство строит капиталоёмкие объекты, как и объекты стратегического назначения, воздвигая, кроме прочего, первые крупные фабрики, склады и арсеналы, остающиеся в своей основной массе изолированными точечными объектами. Вскоре после этого создается Рейнская стеклянная мануфактура в Ле-Крезо, провозвестница «черных полей» XIX века42. Последние создавались частным капиталом, а государство играло при этом лишь роль «несущей опоры».