Достояние исторического мира

Достояние исторического мираВ 1868 г. вышла уже упоминавшаяся работа Тояма Сигэки «Мэйдзи исин и современность». В этой книге исследователь ставил целью «упорядочить» и «передать читателям результаты послевоенных исследований Мэйдзи исин, которые следует назвать общим достоянием исторического мира» . Различным направлениям буржуазного историзма в изучении Мэйдзи исин Тояма Сигэки стремится противопоставить трактовку этого со: бытия с историко-материалистических позиций. Данная работа полемически заострена против современных буржуазных фальсификаций смысла и исторического значения Мэйдзи исии. Учитывая ряд новых достижений в исследовании этого события в 50—60-е годы, Тояма Сигэки вместе с тем остается на позициях абсолютизма. Характеризуя классовую сущность власти Мэйдзи, он пишет: «До периода 1880 годов власть бюрократической монархии — императорская власть была привержена защите интересов аристократии и дворянства».

В 1976 году в серии «История Японии» лздательетва «Сё — гаккан» была издана монография Танака Акира «Мэйдзи нсин» . Эта монография отличается удачным сочетанием глубины теоретического подхода с популярностью изложения обширного фактического материала, накопленного исторической наукой Японии за предшествующий период. В подходе Танака к Мэйдзи исин нашли отражение метолодологические сдвиги, происшедшие в изучении данного события в 60— начале 70-х годов. Он отказывается от трактовки Мэйдзи исин в духе уста-повившейся альтернативы: становление абсолютизма или буржуазная революция.