Главная » Культура » Идея крестьянской революции


Идея крестьянской революции


Идея крестьянской революцииИсии Такаси считает, что «концепция Хориэ оформилась в результате смещения концепций Хаттори, Фудзита и Оно»К предтечам Хориэ Исии тем самым относит не только историков марксистского направления, но и либерально-буржуазного историка Оно Такэо, внесшего большой вклад в изучение крестьянского движения. С такой оценкой трудно согласиться.

В основе концепции Хориэ скорее прослеживается идея крестьянской революции, заметная у Хани Горо, но опосредованная результатами послевоенных исследований.

С. развернутой концепцией переворота Мэйдзи на основе анализа социально-экономических процессов в период позднего феодализма выступил Кадзиниси Мицухая в своей монографии «История развития японского капитализма. Становление и развитие промышленного капитала», которая впервые была издана в 1954 г. Впоследствии эта книга пользовалась большой популярностью-и неоднократно Переиздавалась, дав основание для заключения, что такое частое переиздание книги является «беспрецедентным в Японии последних лет» .

Кддзиниси Мицухая приходит к выводу, что концентрация земли у высших слоев деревни не приводит к появлению предпринимательского хозяйства капиталистического типа, а вызывает к жизни сдачу земли в аренду и развитие паразитического помещичьего землевладения. «И главная причина этого проистекает из невыгодности собственной обработки земли помещиком, вызванной вторжением товарной экономики, ростом цен»,— заключает исследователь. Эти же процессы находят отражение и в развитии промышленности, где, по его мнению, доминирует торговый капитал. Помещики «постепенно превращаются в купцов, в ростовщикрв, подчиняют себе домашнее производство, которым занимались бедные крестьяне. В отличие от помещичье-арендаторского хозяйства в деревне, в промышленности формируется так называемая домашняя промышленность системы тонъя». Эту систему организации промышленного производства Кадзиниси в стадиальном отношении определяет как «капиталистическую работу на дому»: «Итак, над мелкотоварным производством крестьян стали господствовать купцы, получилась форма так называемого домашнего производства системы тонъя или капиталистической работы на дому».



Еще статьи из этой рубрики:

    Изменение классового характера и классовой базы
    Уэяма Сюмпэй неверно представляет характер связи между развитием базиса и надстройки в буржуазном обществе. Не существует прямолинейной и однозначной связи между стадией, развития буржуазного государства и формой власти, поэтому идея «раннего буржуазного государства» неверна в своей основе. Как показал К. Маркс в ряде своих работ по истории Франции, в ходе капиталистического развития происходит прежде всего изменение

    Общество бакумацу
    Другой подход представлен Сасаки Дзюнносукэ, который изложил свою концепцию в ряде статей, опубликованных в журнале «Рэкисигаку кэнкю» и в монографии «Общество бакумацу». Основной идеей Сасаки является мысль о незавершенности буржуазного развития в Японии, которая отражается на специфике классовых отношений и классовой борьбы в Японии. В своих работах он ставит вопрос о качественном развитии классовой борьбы на основе противоречий

    Убедительная критика
    В своем исследовании Симояма Сабуро стремится осмыслить процесс, началом которого была Мэйдзи исин, как буржуазную «революцию сверху». Он подвергает убедительной критике отмеченную выше концепцию «раннего буржуазного государства», выдвинутую Уэяма Сюмпэй и Кавано Кэндзи. Суть этой концепции сводится к тому, что государство в период первоначального накопления является переходной формой, занимающей промежуточное положение между государством развитого феодализма и государством