В выступлениях Уэяма Сюмпэй и Кавано Кэндзи присоединился Кувабара Такэо, который был организатором комплексных сравнительно-исторических исследований буржуазных революций. В январе 1956 года в «Асахи симбун» он поместил статью, где выступил с переоценкой Мэйдзи исин. Его публикация была направлена против историков-марксистов, принадлежавших к группе «Кодза». Кувабара пишет, что они не считали Мэйдзи исин буржуазной революцией, извлекали из нее только то, что характеризует отсталость и непоследователь —
Ность. Он полагал, что такое понимание Мэйдзи исин не соответствует «ощущению здравого смысла» всего народа периода. Мэйдзи исин и эпохи хМэйдзи вообще, оно также не может объяснить силу экономического развития современной Японии. Конечный его вывод сводится к тому, что Мэйдзи исин необходимо оценивать как буржуазную революцию, способствовавшую успеху модернизации Японии.
Еще более отчетливо такой презентистский подход к Мэйдзи исий проявился в выступлении Кувабара на совещании по изучению образования Союза учителей Японии, который состоялся в 1959 году. Кувабара говорил, что учителя не должны избегать патриотизма. Буржуазный историк высказал мысль о необходимости переоценить «то, что называется новым временем Японии. Полагаю, — продолжал Кувабара, — что нельзя одним махом выбросить также то, что касается «богатого государства, сильной армии», «верности государю, любви к стра — не», что было лозунгами Японии в Мэйдзи. Из «богатого государства, сильной армии» выбрасывается «сильная армия». Однако мы должны защитить «богатое государство» в том смыс — / ле, что оно повышает жизненный уровень всего народа».
Вполне очевидно, что идея буржуазной революции у Кувабара Такэо прямо связана с апологией экономической политики монополистического капитала в современной Японии.