Главная » История » Историческая наука


Историческая наука


Историческая наукаИстория изучения Мэйдзи исин в японской исторической науке насчитывает уже более ста лет. За это время произошли большие изменения в развитии самой исторической науки Японии, которые отразились и на историографии Мэйдзи исин. Последняя служит чутким барометром, улавливающим эти изменения, его стрелка показывает основное направление в развитии исторической науки в стране.

Как и познание любого исторического явления, познание того, что в японской историографии получило название «Мэйд — зн исин», носит сложный и противоречивый характер. Но в целом оно. отмечено печатью поступательного развития. Значительный вклад в изучение этого явления внесла буржуазная историография. Было время, когда буржуазная историография носила Прогрессивный характер. Представители буржуазно-либерального направления в японской историографии в конце XIX века выдвинули подход к Мэйдзи исин как к буржуазной революции и обратили внимание на изучение антифеодальной борьбы масс как движущей силы в ее осуществлении. Однако классовая и идейно-теоретическая ограниченность буржуазной историографии в Японии привела к тому, что со временем она утрачивает свой прогрессивный характер и смыкается с официозно-монархической историографией.

Подъем демократического движения, происшедший в Японии в 20-е годы под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции, вызвал оживление буржуазно-либерального направления. Новые моменты в развитии буржуазной историографии МэйДзи исин появились и в связи с изучением социально-экономической истории позднего феодализма в Японии в 20-е годы и возникновением «Общества исследования экономической истории».Но в целом ведущее положение в исследовании Мэйдзи исин в это время переходит к марксистской историографии, которая подходила к выяснению, содержания и сущности этого события с историко-материалистических, классовых позиций.



Еще статьи из этой рубрики:

    Понимание сущности
    В этом отрывке Исии Такаси в краткой форме изложил свое понимание сущности Мэйдзи исин и ее хронологических рамок. Но для того чтобы все процессы довольно продолжительного перирда вставить в рамки абсолютизма, Исии понадобилось расширенное истолкование этого явления. Абсолютизм трактуется им как форма государства на заключительном этапе феодализма. Он пишет: «Абсолютизм является последней формой феодальной власти, соответствующей кризису феодализма, и когда

    Материалы княжества
    На материалах княжества Мито и Тёсю Сибахара Такудзи далее прослеживает, как проявлялся процесс абсолютизации в движении сонно дзёи, а затем в деятельности так. называемой группировки тобаку. И всюду он видит развитие основного классового противоречия между классом феодалов в целом и феодально зависимым крестьянством. Сибахара Такудзи замечает, что «очень трудно отыскать сущность объективных классовых противоречий впроцессе

    Подход к личности
    В этих статьях Хигути показал, что подход к личности у Оцука носит надистори - ческий характер, исторический подход к человеку сводится к аналогии с «типом современного человека». Хигути Тэцуо, прослеживает, что критицизмом, заложенным в основе его метода, Оцука, по существу, близок к «теории модернизации», к которой школу Оцука. часто и относят. Когда Тояма Сигэки говорит о том, что ошибочность «теории модернизации»