В это же время в Японии были предприняты попытки противопоставить марксистской историографии переворота Мэйдзи его интерпретацию на основе другого идеалистического направления в буржуазной философии — прагматизма. Ведущим представителем этого направления стал в 60-е годы Уэяма Сюмпэй, который написал ряд работ методологического характера, обосновывающих особую теорию исторического процесса в исследовании переворота Мэйдзи, социально-экономической и политической истории японского капитализма. Уэяма Сюмпэй наиболее последовательно и энергично развернул в 60-е годы критику историографии группы «Кодза» справа, заимствуя при этом отдельные положения марксистской методологии. .
, Реакционный характер того направления, которое представляет Уэяма, не столь ярко выражен. В целом оно развивается в рамках буржуазно-либеральной историографии, в которой, однако, отчетливо дают о себе знать реакционные тенденции. Причина такого своеобразного положения заключается в том противоречии, которое сложилось в 60-е годы между содержанием японского прагматизма и действительностью. Как отмечали японские исследователи, одну из главных особенностей японского прагматизма составляет «эклектика прагматизма и марксизма». Логическим результатом такой эклектики была упредставителей данного направления «эклектика в историческом закономерности».