Главная » История » Концепция абсолютизма


Концепция абсолютизма


Концепция абсолютизмаСильную сторону концепции абсолютизма Харагути Киёси составляет анализ изменения классовой базы японской монархии после Мэйдзи иснн. Вполне правомерно привлечение внешнего фактора для объяснения исключительного характера японского государства. Однако влияние этого фактора необходимо понимать более широко: это не только необходимость сохранения государственной самостоятельности Японии, но и различие в уровнях общественного развития между нею и капиталистическим миром как главное условие угрозы независимости Японии, что вынуждало японскую монархию быть орудием, ускоряющим общественный прогресс.

Сама по себе концепция абсолютизма Харагути Киёси заострена против подхода к Мэйдзи исин как к буржуазной революции. Буржуазная революция, с его точки зрения, «является политической революцией и как таковая прежде всего стремится к перевороту государственной власти» . в пользу буржуазии. Действительно, никак нельзя говорить об установлении политического господства буржуазии в результате осуществления Мэйдзи ней и. Однако тот процесс, который изобразил Харагути Киёси в своем исследовании, не укладывается и в рамки становления абсолютизма. Для объяснения поведения абсолютистской власти, установившейся в результате Мэйдзи исин, Харагути вынужден прибегнуть к тому, чтобы «учесть возможность принятия крайних форм — отмены феодально-сеньориальной системы при определенных условиях самой абсолютистской властью». Такой подход сближает концепцию абсолютизма Харагути Киёси с рассмотрением Мэйдзи исин как «революции сверху».



Еще статьи из этой рубрики:

    Методологический тупик
    Стремлением соединить М. Вебера и К. Маркса Оцука Хисао создал методологический тупик, выход из которого лежал либо в переходе на главную магистраль развития исторической науки по пути марксизма, либо в движении назад к индивидуализирующей истории Риккерта и Виндельбандта. - Этот методологический, тупик был реакцией на социологизацию исторической науки, реакцией на вульгаризацию марксизма, который легко превращается в разновидность позитивизма,

    Ошибочность концепции
    В декабрьском номере Журнала «Сисо» за 1956 год философ Уэяма Сюмпэй напечатал статью «Пересмотр теории Мэйдзи исин» , стержень которой составляла критика группы «Кодза». Уэяма видит ошибочность концепции «Кодза» в том, что она находит в Мэйдзи исин буржуазный социально-экономический переворот, но не признает перехода власти к буржуазии. Причину этого философ видит в методологической несостоятельности японской

    Проблемы развития буржуазной исторической науки
    Разумеется, «теория модернизации» не могла дать ответа на возникшие проблемы развития буржуазной исторической науки. Но важно то, что эти проблемы были поставлены, и многие из них были характерны не только для буржуазной, но и для марксистской историографии, были определяющими для - развития исторической науки Японии в целом. Поэтому и со стороны марксистской историографии требовался ясный ответ на возникшие вопросы.