Главная » История » Марксистская историческая наука


Марксистская историческая наука


Марксистская историческая наукаВ поисках выхода из идейно-теоретического тупика в борьбе с марксистской исторической наукой буржуазные историки Японии в начале 60-х годов обратились к возникшей на Западе «теории модернизации», и на этой базе возникло влиятельное в буржуазной историографии Японии течение в изучении революции Мэйдзи и последовавших за ней политических и социально-экономических преобразований. В советской исторической литературе была показана реакционная политическая направленность этой «теории», которая пропагандировалась в Японии американскими историками и социологами. Однако общая характеристика данной «теории» в Японии, имеющаяся в советской исследовательской литературе, не всегда учитывает ее сложный характер, наличие в ней разных течений и даже некоторых прогрессивных моментов.

Такое разделение вполне правомерно, поскольку оно позволяет провести границу между общеметодологическим вариантом «теории модернизации», которая претендует на истолкование общих законов развития человеческого общества, и ее плоско-утилитарным вариантом, ограничивающим свой предмет по преимуществу современным капиталистическим обществом. В «Стадиях экономического роста» У. Ростоу идея модернизации является одним из важных звеньев его теории. В своем философско-историческом построении Ростоу называет стадиями модернизации процесс перехода от так называемого «традиционного общества» к «обществу массового потребления», т. е. современному государственно-монополистическому капитализму. Этот процесс включает 3 стадии из 5, которые он выделяет в истории человечества: стадию создания предпосылок к сдвигу, стадию сдвига и стадию быстрого созревания.



Еще статьи из этой рубрики:

    Мануфактурная стадия развития
    В то время историк выдвинул идею, что абсолютизм соответствует мануфактурной стадии развития капитализма. А поскольку переворот Мэйдзи приходится на начало мануфактурной стадии развития капитализма, то становится ясным, что у Мэйдзи исин не было иного исхода,, кроме установления абсолютизма. Концепция Хаттори подверглась критике со стороны Хориэ Хидэити. В 1949 г. Хориэ выпустил книгу «Проблемы японской мануфактуры», в которой он утверждал, что в Англии

    Подготовительный совет
    Подготовительный совет опубликовал программную статью под названием «Празднование столетия Мэйдзи», которая представляла собой откровенную апологию японского империализма. В ней говорилось, что «Мэйдзи — эпоха скачка и подъема, беспрецедентная даже в мировой истории», «об этом прежде всего красноречиво говорит современное положение Японии, которая несмотря на бедствия нынешней войны, быстро возродилась и процветает до такой степени, что как чудо вызывает восхищение

    Японские адепты
    «Теория модернизации» в интерпретации ее японских адептов также привлекла внимание к значению социально-психологического аспекта в исторических исследованиях, что было слабым местом в марксистской историографии. По мнению Хн - рата Рокуро, отличительным моментом «теории модернизации являегся «сильное внимание к проблеме утверждения так называемого человека нового времени»®4. Выдвижение «проблемы человека» можно рассматривать не только как реакцию