Главная » Культура » Методологическая ориентация


Методологическая ориентация


Методологическая ориентацияПо своей методологической ориентации Кавано Кэндзи ближе всего стоит к тому направлению исторической науки, которое во Франции было представлено М. Блоком и др. Он объявляет себя сторонником метода «обратного течения» М. Блока, суть которого заключается в движении исторического познания от настоящего к прошлому. При всем своем положительном, отношении к марксистской методологии Кавано Кэндзи не приемлет марксизм в целом. Его отношение к марксизму резюмировано следующим образом: «В Америке, в Западной Европе и других «капиталистических странах» марксизм частично потерял привлекательность и убедительность как «философия освобождения человека», которой он некогда обладал»,Такое отношение Кавано Кэндзи к марксизму наложило отпечаток и на его концепцию Мэйдзи исин. Кавано называет переворот Мэйдзи буржуазной революцией, а не становлением абсолютизма, однако его понимание. сущности буржуазной революции носит немарксистский, а то и попросту антимарксистский характер. В трактовке «революции М, эйдзи» японский исследователь склоняется к точке зрения французского буржуазного историка Л. Лефевра, который считал, что французская революция не была единой революцией, а была «синтезом» «аристократической революции., буржуазной революции, народной революции, крестьянской революции». С наибольшей силой немарксистская сущность концепции переворота Мэйдзи проявляется у Кавано Кэндзи в его оценке тезисов Коминтерна о Японии 1927 и 1932 гг. В тезисах Коминтерна Кавано видит не научный анализ социально-экономического и политического развития капиталистической Японии, а прежде всего усматривает их политическую направленность, превалирование «национальных интересов России по предотвращению японской военной экспансии в Маньчжурии и Монголии».



Еще статьи из этой рубрики:

    Развитие политической борьбы
    Тояма Сигэки ищет аналогию Мэйдзи исин в развитии политической борьбы в период реформ Тэмпо, который оценивает в основе своей как феодальную реакцию. Главное значение этих реформ он видит в том, что они, наметили «уклон к абсолютизму феодальной власти» . Смысл реформ Тэмпо как прототипа переворота Мэйдзи Тояма «видит в «обострении основного классового противоречия между феодальными земельными собственниками и крестьянами», «расширении масштабов крестьянских

    Прогрессивные элементы
    В соответствии с такой оценкой внешнего положения Японии Иноуэ Киёси по-иному оценивает и движение сонно дзёи, которое он рассматривает как сопротивление внешнему давлению и видит в нем прогрессивные элементы. Если Тояма Сигани не видел существенной разницы в классовом содержании движения сонно дзёи и тобаку, то Иноуэ считал, что в переходе от одного движения к другому частично отражались антифеодальные требования масс, в то же время

    Влияние мирового капитализма
    Кадзиниси прав, когда подчеркивает то обстоятельство, что смысл событий, происходивших в Японии в середине XIXв., невозможно понять без влияния мирового капитализма на общественное развитие Японии. Но он неволь-но преувеличивает роль внешнего фактора в революционном потрясении японского общества. Вся проблема заключается в том, чтобы выяснить механизм влияния внешнего фактора, Когда он • переходит