Общество бакумацу

Общество бакумацуДругой подход представлен Сасаки Дзюнносукэ, который изложил свою концепцию в ряде статей, опубликованных в журнале «Рэкисигаку кэнкю» и в монографии «Общество бакумацу». Основной идеей Сасаки является мысль о незавершенности буржуазного развития в Японии, которая отражается на специфике классовых отношений и классовой борьбы в Японии. В своих работах он ставит вопрос о качественном развитии классовой борьбы на основе противоречий между богатым крестьянством и «полупролетариатом». С его точки зрения, гоно имели двойственный характер: они выступали в качестве торговцев и ростовщиков и в то же время занимались сельским хозяйством. В этом Сасаки видит признаки как буржуазного развития, так и развития арендных отношений. Однако для буржуазного развития гоно не существовало перспектив, в силу чего они экспроприируют условия труда мелких производителей, способствуют появлению неимущей. массы, которую Сасаки называет «полупролетариатом». По мнению Сасаки Дзюнносукэ, «полупролетариат» становится широкой прослойкой, и в середине XIX в., наряду с противоречием между феодалами и крестьянами, возникает противоречие между гоно и «полупролетариатом», которое приводит к усилению слияния феодальной власти с торгово-ростовщическим капиталом. Реформы Тэмпо оцениваются Сасаки как направленные на усиление этого симбиоза.

Такое понимание классовой структуры периода бакумацу Сасаки распространяет на движение «ёнаоси» . По его мнению, основной силой восстаний ёнаоси был «по своему реальному положению полупролетариат» .

Концепция Сасаки Дзюнносукэ вызвала серьезную критику, которая сводится к двум основным положениям. Во-первых, это недооценка им раскола и разложения политической власти в период бакумацу. Во-вторых, преувеличение возможностей размаха борьбы низов в Мэйдзи исин. Икэда Норимаса писал, что концепция Сасаки «слишком резко выдвигает перспективы народной революции в исин». Он также отмечал «опасность односторонности в плане конкретный поисков исторического процесса разложения власти бакумацу».