В этом отрывке Исии Такаси в краткой форме изложил свое понимание сущности Мэйдзи исин и ее хронологических рамок. Но для того чтобы все процессы довольно продолжительного перирда вставить в рамки абсолютизма, Исии понадобилось расширенное истолкование этого явления. Абсолютизм трактуется им как форма государства на заключительном этапе феодализма. Он пишет: «Абсолютизм является последней формой феодальной власти, соответствующей кризису феодализма, и когда мы определяем Мэйдзи исин как становление абсолютизма, причины, двигавшие Мэйдзи исин, должны искать в обострении кризиса феодализма» . Очевидно, что таким образом снимается проблема революции в Мэйдзи исин.
Исии Такаси критически относится к концепций абсолютизма школы «Кодза» и предпринимает попытку ее пересмотра. Ему представляется неприемлемым тезис Хирано Еситаро об «уродливом буржуазном развитии», которое приходится на период Мэйдзи исин, как о фатальной причине, определившей полуфеодальную специфику японского капитализма. В своем известном труде «Социальная структура японского капитализма» Хирано писал, что «усиление системы феодальной эксплуатации, в высшей степени примечательной, которая по-прежнему происходит на базе азиатского способа производства, делает возможным существование колоссального паразитически господствующего класса, класса буСи, от сеньоров до мелюзги…» . Причину разложения феодализма Хирано видит во внешних факторах, в «контактах с мировым капитализмом».