Главная » Культура » Послевоенная историография


Послевоенная историография


Послевоенная историографияВ этом пункте Тояма расходится с Хаттори Сисо, и это расхождение было подготовлено состоянием послевоенной историографии. Хотя Тояма ji говорит о слоях «гоно» и «госё», он не привлекает концепцию «среднего производителя» Нара — мото Тацуя, которая подводила под абсолютизм буржуазную базу. В его концепции скорее нужно видеть влияние идей Хо — риэ Хидэити, как об этом говорит Исии Такаси. В своей монографии «Формы существования капитала в феодальном обществе» Хориэ Хидэити обратил внимание на то, что гегемоном абсолютизма Мэйдзи были юго-западные княжества, которые впиталисверху результаты развития товарного произ-водства. Это становление абсолютизма по схеме: один сеньор побивает другого феодального сеньора и становится единственным сеньором в масштабе всей страны, процесс, который Хо — рнэ уподоблял положению в Пруссии.

В самбм деле; Тояма Сигэки говорит об «определенной высоте товарного производства» и о «силе феодальной власти, состоящей уже в том, что она контролирует его и подводит под собственное господство». При этом абсолютизацию власти бакуфу он считает затруднительной, но возможной в юго — западных княжествах, где имелись налицо такие условия, которые он называет «среднебуржуазной степенью развития» .

Концепция Мэйдзи исин Тояма Сигэки оказала большое влияние на исследователей, занимавшихся изучением этого события в 50-е годы и в последующий период. Наибольшее значение имело его понимание реформ Тэмпо как «уклона к абсолютизму». Этот подход был поддержан рядом видных исследователей. Иски Такаси пишет, что, если ранее он отрицал толкование реформ Тэмпо как уклон к абсолютизму, то после выхода книги Тояма Сигэки перешел на позиции его концепции «уклона к абсолютизму». В 1952 году в своей работе, посвященной Мэйдзи исин, Иски высказывает свое согласие с данной концепцией. Влияние концепции Тояма проявилось и в более широком плане, определив направление социально-экономический и политических исследований, связанных с-переворотом Мэйдзи. Исследования Цуда Хидэо о реформах Тэмпо, Танака Акира, Харатути Киёси, Сибахара Такудзи о ходе политической борьбы накануне и в период переворота Мэйдзи — были проведены под знаком принятия, углубления или опровержения тех положений, которые были высказаны в исследовании Тояма.



Еще статьи из этой рубрики:

    Типологический подход
    Если отвлечься от односторонностей того и другого подхода, то можно заметить, что в основе своей они не противоречат друг другу. Типологический подход возник из необходимости объяснения помещичьей системы в том виде, который она приняла после переворота и преобразований Мэйдзи. Что же касается стадиального подхода, то он. делал акцент на выяснении помещичьей системы накануне переворота,

    Методология марксизма
    Утида истолковывает методологию марксизма как учение о всеобщей закономерности, а методологию М. Вебера как учение об индивидуальном, идеально-типическом, подходит к марксизму с точки зрения, близкой неокантианству Рикке - рта, Виндельбандта, Как отмечает Ота Хидэмити, «Основной угол зрения в анализе Утида... выглядит так, чтобы сделать относительным Маркса и Вебера или имеет своим результатом критическое заимствование Маркса в аспекте Вебера. По этой причине

    Разработка марксистской методологии истории
    Необходимость углубленной разработки марксистской методологии истории получила дополнительный импульс при столкновении с так называемой «проблемой Вебера», возникшей в начале 60-х годов. Возникновение этой проблемы вряд ли можно объяснить случайным стечением обстоятельств. В 1964 г. исполнилось 100 лет со дня рождения крупнейшего немецкого буржуазного социолога и историка