Главная » История » Развитие капитализма


Развитие капитализма


Развитие капитализмаПодход к Мэйдзи исин как к становлению абсолютизма по — разному объясняет сохранение старого классового характера политической власти в Японии: кризис феодальной системы; развитие основного противоречия между классом феодалов и крестьянством и использование государственной, властью в своих интересах противоречий внутри крестьянства, вызванных появлением капиталистических отношении; противоречие между государственно-феодальной и частной собственностью на землю. Во всех случаях утверждение абсолютизма падает на период проведения социально-экономических и политических реформ начала 70-х годов XIX века, что снимает проблему Мэйдзи исин как буржуазной революции. С нашей точки зрения, подход к изучению абсолютизма заключается не в том, чтобы снять проблему буржуазной революции, а в том, чтобы выяснить его связь е развитием капитализма второй половины XIX в. Академик Е. М. Жуков отмечал: «При всей относительной самостоятельности японского «абсолютизма» в той форме, в какой он сложился во второй половине XIX столетия, бесспорно, что он во все возрастающей степени служил интересам капитализма, постепенно захватывавшего господствующие позиции не только в городе, но и в деревне».

Картина исследований, по истории Мэйдзи исин в 60—70-е годы носит весьма сложный и многоплановый характер. Она охватывает целый комплекс проблем, связанных с выявлением социально-экономических предпосылок Мэйдзи исин, характера и роли народных движений в осуществлении переворота Мэйдзи, основных направлении политической борьбы в период свержения власти бакуфу, международного фактора и его влияния •на развитие Японии. Наконец, она включает в себя изучение социально-экономических и политических реформ после перехода власти в руки императорского правительства и их связи с переворотом Мэйдзи.



Еще статьи из этой рубрики:

    Достояние исторического мира
    В 1868 г. вышла уже упоминавшаяся работа Тояма Сигэки «Мэйдзи исин и современность». В этой книге исследователь ставил целью «упорядочить» и «передать читателям результаты послевоенных исследований Мэйдзи исин, которые следует назвать общим достоянием исторического мира» . Различным направлениям буржуазного историзма в изучении Мэйдзи исин Тояма Сигэки стремится противопоставить трактовку этого со: бытия с историко-материалистических

    Представители академических кругов
    Членами совета этого общества были крупнейшие представители АкадемичеСких кругов: Коидзуми Синдзо, Абэ Ёсинари, Цуда Сокити. Вацудзи Тэцуро. Общество приступило К Созданию 14-томнои «Истории культуры Мэйдзи» и 6-томиои «Истории культурных сношений Японии и США» .Апологетический характер этих трудов отчетливо выражен в предисловии к 1-му тому «Истории

    Развитие общей теории
    Однако прогресс в развитии исследований по отдельным вопросам не сопровождался в такой же степени прогрессом в области развития общей теории, методологии исследования. Возник заметный разрыв между исследованиями социально-экономической и политической истории. Среди японских историковмарксистов в указанный период была осознана ограниченность некоторых положений школы «Кодза», стали намечаться поиски новых концепции, однако пересмотр прежних положений еще не дал того