Главная » Культура » Система бакухан


Система бакухан


Система бакуханТенденция к пересмотру прежней концепции развития политических сил, сыгравших роль руководителя Мэйдзи исин, была подкреплена в последующем исследованиями Танака Акира и Сибахара Такудзи. При оценке этих работ необходимо учитывать, что основу их подхода к вызреванию политических сил в Мэйдзи исин составляло понимание единства внешних и внутренних факторов, обусловивших ее неизбежность. Это было результатом методологических „сдвигов, происшедших к этому времени в исследованиях Мэйдзи исин. Танака Акира усматривает причины этого события в «неизбежности разложения системы бакухан в силу структурных противоречий и всемирно-исторической обусловленности благодаря внешнему давлению передовых капиталистических стран во второй половинеXIX в.» Сибахара Такудзи также считает, что «когда внешним кризис соединяется с внутренним кризисом феодальной Японии, начинается политический процесс Мэйдзи исин».

Прослеживая появление группировки сонно дзёи, Танака Акира замечает, что она «не рождается из группировки реформ княжеского управления как таковой». «…Первоначально группировка срндзё является политической силой, возникшей как реакция на давление извне, основанная на конфуцианском долге. Поэтому вначале. эта группировка не имела намерения непосредственно противоборствовать самой системе бакухан» . Значение этой группировки Танака Акира видит в том, что «движение сонно дзёи при определенных условиях способствовало становлению новой организаций». Эти условия исследователь видит в использовании > «опасности внешнего давления», имевшей общенациональный характер. В силу этого возникли предпосылки для организации «новой военной силы, вышедшей за рамки сословной регламентации системы бакухан». Танака подчеркивает, что впервые группировка сонно дзёи смогла «действительно организовать как определенную военную силу антифеодальную энергию масс, коренившуюся в основных классовых противоречиях системы бакухан».



Еще статьи из этой рубрики:

    Марксистская историческая наука
    В поисках выхода из идейно-теоретического тупика в борьбе с марксистской исторической наукой буржуазные историки Японии в начале 60-х годов обратились к возникшей на Западе «теории модернизации», и на этой базе возникло влиятельное в буржуазной историографии Японии течение в изучении революции Мэйдзи и последовавших за ней политических и социально-экономических преобразований. В советской исторической литературе была показана реакционная

    Региональные исследования
    При всей их необходимости и важности региональные исследования не могут дать ответа на те вопросы, которые связаны с ходом политической борьбы в Японии в целом, особенно при той большой неравномерности развития, которая была характерна для ее различных районов и сильных колебаниях общеполитической ситуации в Японии. Как справедливо замечает Такаки Сюнсукэ, при этом возникает опасность отрыва крестьянства, «потрясшего до самого основания систему бакухан»,

    Мануфактурная стадия развития
    В то время историк выдвинул идею, что абсолютизм соответствует мануфактурной стадии развития капитализма. А поскольку переворот Мэйдзи приходится на начало мануфактурной стадии развития капитализма, то становится ясным, что у Мэйдзи исин не было иного исхода,, кроме установления абсолютизма. Концепция Хаттори подверглась критике со стороны Хориэ Хидэити. В 1949 г. Хориэ выпустил книгу «Проблемы японской мануфактуры», в которой он утверждал, что в Англии