50-е годы, прошедшие под знаком поисков внутренних предпосылок Мэйдзи исин, дали много материала, который не укладывался в устоявшиеся схемы. В исследовании этого события сложилась такая обстановка, которая в японском историческом мире была охарактеризована как разрыв между социально — экономическими и политическими исследованиями.
В 60-е годы угол зрения на события в Японии середины XIX пека меняется. Было выдвинуто требование подходить к мим с точки зрения единства и взаимовлияния внутренних и внешних факторов, с позиции определения места Мэйдзи исин во всемирной истории.
Прогресс в методологии исследования Мэйдзи исин был связан со все более углубленным освоением идейно-теоретического наследия классиков марксизма-ленинизма, с преодолением определенной незрелости "марксистского направления в исторической науке в Японии. В исследовании переворота Мэйдзи в 60-е годы вновь была выдвинута концепция буржуазной «революции сверху». В отличие от ранних попыток выдвижения этой концепции на сей раз она была построена на фунда — „ментальной основе идейно-теоретического наследия, классиков марксизма-ленинизма. Среди японских историков все более распространяется понимание бесперспективности подхода к перевороту Мэйдзи с позиций антиномии: революция или становление абсолютизма.
Наряду с успехами в изучении отдельных сторон Мэйдзи исин в японской историографии остается еще много проблем, требующих дальнейшего изучения. Это более детальное выяснение социальной структуры Японии накануне Мэйдзи исин, роли буржуазных элементов в социально-экономической жизни и политической борьбе середины XIX века, причин метаморфозы так называемой помещичьей системы и ее связи с капиталистическим развитием, исторического типа японской монархии, пришедшей к власти в 1868 г. Успешное решение этого круга вопросов, вне всякого сомнения, будет связано с дальнейшим развитием марксистской методологии истории.