Главная » История » Теория модернизации


Теория модернизации


Теория модернизацииСпустя 5 лет в июне 1965 года другой активный сторонник «теории модернизации» английский политолог. Рональд Доу на международном семинаре в Южной Корее с удовлетворением констатировал важные перемены в среде японской научной интеллигенции, обеспечивающие «возможность плодотворной дискуссии». Он говорил: «Людей, которые непоколебимо твердо верят, серьезно верят в то, что Япония впоследствии, пережив революционные перемены, полностью перейдет от капитализма к социализму, среди сегодняшней японской интеллигенции ничтожное меньшинство».Охранительная социальная функция «теории модернизации)» была отмечена и руководителями японского бизнеса, которые рекомендовали опираться на нее в качестве рычага идеологического воздействия при осуществлении политики монополий. В докладе Совета по стратегии управления «Кэйдзай доюкай» «Новые идеалы управления — философия управления на японской почве», сделанном в 1965 году, говорилось об особой необходимости в «опоре не на историческое воззрение из капитализма—в социализм, а на новое историческое воззрение, основывающееся на стадиях индустриализации, стадиях экономического роста».

Идеи «модернизации» стали достоянием широкой японской общественности после того, как в Хаконэ в 1960 г. была проведена конференция японских и американских исследователей, посвященная модернизации Японии, материалы которой были несколько позже опубликованы в журнале «Сисо». С основным докладом на этой конференции выступил Дж. Холл. Раскрывая содержание так называемой «модернизации», он выдвинул следующие ее критерии: 1) распространение способности читать и писать, которая сопровождается увеличением у личности стремления к секуляризованной и все более научной реакции на окружающую среду; 2) сравнительно высокая концентрация населения в городах, все большая организация общества на основе урбанизации; 3) сравнительно высокое использование неорганической энергии, широкое обращение товаров, а также развитие средств обслуживания; 4) широкое пространственное взаимодействие членов общества, широкое участие его состава в экономических и политических процессах; 5) широкая и проникающая сеть массовых коммуникаций; 6) существование крупных общественных институтов типа правительства, индустрии, все большая бюрократизация данных институтов; 7) постепенное объединение все больших групп населения под единым контролем и все большее взаимодействие существующих единиц.



Еще статьи из этой рубрики:

    Прогрессивные элементы
    В соответствии с такой оценкой внешнего положения Японии Иноуэ Киёси по-иному оценивает и движение сонно дзёи, которое он рассматривает как сопротивление внешнему давлению и видит в нем прогрессивные элементы. Если Тояма Сигани не видел существенной разницы в классовом содержании движения сонно дзёи и тобаку, то Иноуэ считал, что в переходе от одного движения к другому частично отражались антифеодальные требования масс, в то же время

    Концепция абсолютизма
    Сильную сторону концепции абсолютизма Харагути Киёси составляет анализ изменения классовой базы японской монархии после Мэйдзи иснн. Вполне правомерно привлечение внешнего фактора для объяснения исключительного характера японского государства. Однако влияние этого фактора необходимо понимать более широко: это не только необходимость сохранения государственной самостоятельности

    Методологический тупик
    Стремлением соединить М. Вебера и К. Маркса Оцука Хисао создал методологический тупик, выход из которого лежал либо в переходе на главную магистраль развития исторической науки по пути марксизма, либо в движении назад к индивидуализирующей истории Риккерта и Виндельбандта. - Этот методологический, тупик был реакцией на социологизацию исторической науки, реакцией на вульгаризацию марксизма, который легко превращается в разновидность позитивизма,