Японские историки отмечают влияние марксистской исторической науки на Оцука Хисао, особенно работ школы «Код — за». Наряду с марксизмом огромное влияние на исторические взгляды Оцука оказала социология немецкого философаидеалиста Макса Вебера. У М. Вебера Оцука Хисао займ, ствовал теорию «идеального типа», которая была положена им в основу сравнительно-экономического изучения истории раз. вития капитализма. Однако «идеальный тип» М. Вебера является отражением исторической реальности, а является «комплексом мысленно создаваемых связей». Согласно М. Веберу «идеальный тип» создается не путем обобщения, а путем идеализации, рационализации действительности, «путем одностороннего выдвижения одной или некоторых точек зрения и соединения множества рассеянных и раздельно существующих отдельных явлений, которые подходят под эти односторонне выдвинутые точки зрения в одну объединенную в себе мысленную картину. Этот мысленный образ в. его абстрактной чистоте эмпирически нигде нельзя найти в действительности, он есть утопия…». Хотя М. Вебер заимствовал некоторые положения марксизма об общественном развитии, сущность его социологии заключается в том, чтобы выхолостить реальное содержание исторического материализма. Поэтому методология сравнительно-экономической истории Оцука Хисао несет в себе большой груз идеалистической теории «идеальною типа» М. Вебера.
Рассмотренная послевоенная концепция становления абсолютизма Хаттори и характеристика политической роли буржуазии в Мэйдзи исин тесно связаны с его довоенными представлениями о мануфактурной стадии развития капитализма.