Главная » История » Японские адепты


Японские адепты


Японские адепты«Теория модернизации» в интерпретации ее японских адептов также привлекла внимание к значению социально-психологического аспекта в исторических исследованиях, что было слабым местом в марксистской историографии. По мнению Хн — рата Рокуро, отличительным моментом «теории модернизации являегся «сильное внимание к проблеме утверждения так называемого человека нового времени»®4. Выдвижение «проблемы человека» можно рассматривать не только как реакцию на позитивизм, но и как реакцию на вульгарно-экономическое истолкование марксизма, преобладавший в 50-е годы в марксистской историографии крен на социально-экономические исследования. В постановке «проблемы человека» «теория модернизации» во многом сближалась со школой Оцука Хисао и тем течением истории культуры и социальной психологии, которое представлено известным буржуазным исследователем Маруяма Macao.

Благодаря знакомству с «теорией модернизации» в среде японских буржуазных исследователей был усилен интерес к сравнительно-историческим исследованиям и сравнительно-историческому методу. В 1970 г. в японском переводе под редакцией Такэда Киёко вышел сборник статей американских ученых под названием «Сравнительная теория модернизации», который ознаменовал идейно-метолологическую переориентацию в американской «теории модернизации». Хотя сравнительно-исторический метод не является чем-то новым в буржуазной исторической науке, для японских буржуазных ученых-истори — ков многое в нем было своего рода откровением. Очевидно, поэтому Кавано Кэндзи отметил, что для Японии сравнительно-исторический метод является сравнительно новым.



Еще статьи из этой рубрики:

    Смена общественно-экономических формаций
    Для отмеченного направления характерно принятие некоторых основных положений теории исторического процесса, и исторического познания марксизма: учение о закономерной смене общественно-экономических формаций, положение о детерминированности исторического процесса, признание качественных скачков в историческом развитии, целостности исторического познания и т. п. Своего рода методологическим манифестом это - Fo направления может служить

    Историки марксистского направления
    С подобной критикой наследия «Кодза» не имеет ничего общего неудовлетворенность, которая в 60-е годы проявилась среди историков марксистского направления односторонностью некоторых положений концепции перехода от феодализма к капитализму школы «Кодза», методологической однобокостью в решении проблемы: революция или становление абсолютизма. В 1961 году в монографии «Мэйдзи исин. Критика концепций» ветеран школы «Кодза»

    Проведение аграрной реформы
    Впоследствии Иноуэ Киёси внес уточнение в свою периодизацию. Конечным пунктом Мэйдзи исин он предложил считать проведение аграрной реформы 1873 г. В основу критерия данной периодизации им положено изменение основных классовых противоречий. С его точки зрения, если раньше основным классовым противоречием было противоречие между классом феодальных сеньоров и феодально зависимым крестьянством, то отныне основным