В 1959 году в американском сенате был заслушан «доклад Конрона», посвященный анализу японского общества. В нем го — . ворилось, что японская интеллигенция в целом придерживается левых поз-иций, но левое крыло в Японии «не является сравнительно ортодоксальной группировкой, а постепенно может испытать на себе влияние сил европейской социал-демократии». Канэхара Самой, анализировавший распространение «теории модернизации», показал, что идеологическое наступление на японскую интеллигенцию учитывало ее особое отношение к марксизму. Он отмечает одну особенность леворадикальной японской интеллигенции, так называемых «демократов японского типа», которая состоит в том, что, признавая превосходство марксизма в целом, в базисе, они активно привлекают немарксистские теории для интерпретации надстроечных явлений.
«Теория модернизации» как раз и явилась тем удобным орудием, с помощью которого можно было использовать в нужном направлении этот идейный дуализм радикальной японской интеллигенции. Таковы были целевые установки и американских обществоведов, которые начали активно пропагандировать в Японии «теорию модернизации». Один из крупнейших американских специалистов в области истории Японии и стран Юго-Восточной Азии Дж. Холл на японо-американской. конференции в Хаконэ в 1960 г. говорил: «Если мы будем говорить о «специфической» точке зрения японских ученых и «специфической» реакции американской стороны на эту точку зрения, то в противоположность тому, что японцы ясно, сознательно или бессознательно, зависят от марксизма или других групповых формул в отношении социальных перемен, американцы выражают сомнение во всеобщей закономерности таких формул».