Главная » История » Японское общество


Японское общество


Японское обществоВ 1959 году в американском сенате был заслушан «доклад Конрона», посвященный анализу японского общества. В нем го — . ворилось, что японская интеллигенция в целом придерживается левых поз-иций, но левое крыло в Японии «не является сравнительно ортодоксальной группировкой, а постепенно может испытать на себе влияние сил европейской социал-демократии». Канэхара Самой, анализировавший распространение «теории модернизации», показал, что идеологическое наступление на японскую интеллигенцию учитывало ее особое отношение к марксизму. Он отмечает одну особенность леворадикальной японской интеллигенции, так называемых «демократов японского типа», которая состоит в том, что, признавая превосходство марксизма в целом, в базисе, они активно привлекают немарксистские теории для интерпретации надстроечных явлений.

«Теория модернизации» как раз и явилась тем удобным орудием, с помощью которого можно было использовать в нужном направлении этот идейный дуализм радикальной японской интеллигенции. Таковы были целевые установки и американских обществоведов, которые начали активно пропагандировать в Японии «теорию модернизации». Один из крупнейших американских специалистов в области истории Японии и стран Юго-Восточной Азии Дж. Холл на японо-американской. конференции в Хаконэ в 1960 г. говорил: «Если мы будем говорить о «специфической» точке зрения японских ученых и «специфической» реакции американской стороны на эту точку зрения, то в противоположность тому, что японцы ясно, сознательно или бессознательно, зависят от марксизма или других групповых формул в отношении социальных перемен, американцы выражают сомнение во всеобщей закономерности таких формул».



Еще статьи из этой рубрики:

    Политическая ориентация
    Однако действительность 60-х годов не позволила сохранять баланс между марксизмом и прагматизмом, она требовала ясном политической ориентации в борьбе за демократию. Вместе с обострением этого противоречия потерпело крах и стремление разделять «прагматизм как идеологию и философию» и «прагматизм как метод» .В то время как необходимым условием такого разделения было использование прагматизма как метода,

    Теория модернизации
    Что же касается плоско-утилитарного варианта «теории модернизации», то он лишен тех философских одеяний, в которые облачена теория Ростоу, стержень его — это довольно поверхностная и произвольная характеристика зрелого и перезрелого капитализма. При всей своей правильности приведенная характеристика относится к внешним истокам японской «теории модернизации», но не исчерпывает всей сложности той суммы явлений, которые выросли на японской почве под общим названием

    Развитие капитализма
    Подход к Мэйдзи исин как к становлению абсолютизма по - разному объясняет сохранение старого классового характера политической власти в Японии: кризис феодальной системы; развитие основного противоречия между классом феодалов и крестьянством и использование государственной, властью в своих интересах противоречий внутри крестьянства, вызванных появлением капиталистических отношении; противоречие между государственно-феодальной и частной собственностью