Главная » Культура » Западная историография


Западная историография


Западная историографияВ первые послевоенные годы в Японии появились переводы работ западных буржуазных ученых. Однако консервативная и реакционная западная историография не оказала заметного влияния на изучение процесса перехода Японии к капитализму. Характерна в этом плане судьба работ одного из столпов американской либеральной историографии Э. Рейшауэра. Еще в 1947 г. Э. Рейшауэр издал свой труд «Япония в прошлом я настоящем», в котором он развивал так называемую теорию «модернизации». В нем Э. Репшауэр проводит идею об уникальности развития Японии после Мэйдзи исин. Он пишет: «Япония, используя модель Западной Европы, ускорила процесс модернизации и стала уникальным примером страны, добившейся огромного успеха. Пример Японии должен Стать Образцом для всех стран».

Суть теории «модернизации» Э. Рейшауэра сводилась к от рицанию революционного характера переворота Мэйдзи. Хоти он пишет о «революции», последняя, в его понимании, сводит jся к установлению монархической власти, которая смогла перевести Японию на путь, по которому развивались западноевропейские страны. В этой «революции» Э. Рейшауэр не только не видит активной роли народных масс, но даже склонен Отрицать роль самурайства в установлении императорской власти. С его точки зрения, «модернизация» «привела к «революции» в японском обществе. «Но эта революция не была похожа на революции XIX в., происходившие в Европе. Она была более осторожной, направляемой сверху, навязанной малочисленной, но сильной группой, контролирующей правительство».

„В противоположность этому значительным было влияние на японский научный мир работ того течения западной историографии, которое имело прогрессивный характерна в трактовке существенных сторон переворота Мэйдзи приближалось материалистическому пониманию истории. В 1947 г. в Японии была переведена книга канадского исследователя Г. Нормана «Возникновение современного государства в Японии», которая впервые была опубликована в Нью-Йорке в 1940 г. Основным объектом этого исследования, отличавшегося широтой подхода, был процесс создания абсолютистского государства Мэйдзи, исходным пунктом которого берутся революционные события 1867—1868 гг. Процесс создания капиталистического государства в Японии Г. Норман рассматривает в единстве экономической и политической сторон. Исследователь показывает подъем революционной энергии масс как движущей силы событии 1867—1868 гг., раскрывает роль торгового капитала в политической борьбе, анализирует социальное происхождение руководителей Мэйдзи исин.



Еще статьи из этой рубрики:

    Объективное состояние
    Однако Вада считает, что в Японии «теория модернизации» сохранила свое влияние после того, как утратила свою привлекательность на Западе. Очевидно, причины такого положения следует искать в том объективном состоянии, которое сложилось в 60-е годы как в японском обществе,, так и в исторической науке Японии. Одну из причин живучести «теории модернизации» социального порядка указал Вада Харуки. Говоря о «внутренних корнях

    Стремление проанализировать борьбу
    В основе этих исследований лежит стремление проанализировать борьбу различных политических группировок в связи с основными тенденциями классовой борьбы и сдвигами в политической власти. У Харагути Киёси выбран сравнительно узкий период — заключительный этап борьбы за свержение диктатуры бакуфу 1868—1869 годов, получивший название «кампания Босин». Это событие рассматривается Харагути Киёси как борьба так называемой «группировки управления открытым

    Методологический тупик
    Стремлением соединить М. Вебера и К. Маркса Оцука Хисао создал методологический тупик, выход из которого лежал либо в переходе на главную магистраль развития исторической науки по пути марксизма, либо в движении назад к индивидуализирующей истории Риккерта и Виндельбандта. - Этот методологический, тупик был реакцией на социологизацию исторической науки, реакцией на вульгаризацию марксизма, который легко превращается в разновидность позитивизма,