В своем исследовании Симояма Сабуро стремится осмыслить процесс, началом которого была Мэйдзи исин, как буржуазную «революцию сверху». Он подвергает убедительной критике отмеченную выше концепцию «раннего буржуазного государства», выдвинутую Уэяма Сюмпэй и Кавано Кэндзи. Суть этой концепции сводится к тому, что государство в период первоначального накопления является переходной формой, занимающей промежуточное положение между государством развитого феодализма и государством развитого капитализма; буржуазная революция разделяет его на две формы: государство последней стадии феодализма и раннебуржуазное государство. К «раннему буржуазному государству» Уэяма, а вслед за ним и Кавано относили английскую монархию до 1830 г., французскую империю до Парижской Коммуны, .президентскую систему в США до войны между Севером и Югом. Под эту категорию подпадал и бонапартизм, и им/ператорский строй Мэйдзи. Симояма Сабуро показывает, что данная концепция строится на «поверхностном сходстве двух принципиально различных политических систем» . На основе скрупулезного анализа оценок К — Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина эволюции буржуазного государства в Англии и Франции, взятых, в системе, Симояма показывает, что классовый характер буржуазного государства после буржуазной революции претерпевает существенные изменения.
Важнейший вывод об изменении классовой базы и классового характера русского самодержавия после революции 1905— 1907 гг. Симояма Сабуро видит в следующем определении В. И. Ленина: «Классовая природа русской государственной власти потерпела серьезное изменение после 1905 г. Это изменение— в сторону буржуазную. Третья Дума, «веховский» либерализм, ряд других признаков свидетельствуют о новом «шаге по пути превращения в буржуазную монархию» нашей старой власти. Но, делая еще один шаг на этом новом пути, она остается старой, и сумма политических противоречий от этого увеличивается».