Главная » История » Коалиции героических княжеств


Коалиции героических княжеств


Коалиции героических княжествИсии Такаси показывает, что цели юго-западных феодалов, выступавших за насильственное свержение бакуфу, и цели британской политики по отношению к бакуфу существенно отличались. Он приходит к следующему выводу: «Идея Олкока о коалиции героических княжеств была отрицанием, но не свержением бакуфу. Она означала Переход от диктатуры бакуфу к союзу героических, княжеств без революции и волнений». Исследователь показывает, что смена лиц в английской миссии в Японии существенно не отразилась на преемственности ее внешнеполитического курса, который сохранял устойчивый характер. На основе широкого круга источников Исии Такаси делает вывод о том, что Англия стремилась избежать чрезмерного вмешательства во внутренние дела Японии. Он называет такую линию поведения дипломатией «намеков», заключавшейся в том, чтобы не играть активную или явную роль, а. направлять события из-за кулис.

Что же касается особой роли Франции, то Исии показывает, что Франция стремилась использовать бакуфу для расширения своего влияния, и это стремление Франции находило отклик у бакуфу. Это объяснялось желанием сегуната опереться на внешнюю силу для сохранения своей власти.

Разумеется, проблема внешнего фактора в Мэйдзи исин не сводится лишь к взаимоотношениям в дипломатической сфере. Но даже в изучении этой сравнительно узкой области Исии Такаси удалось добиться новых результатов. Его исследования вносят определенную ясность в спор об угрозе превращения Японии в полуколонию. Исии показал, что непосредственной угрозы превращения Японии в полуколонию в тот момент не существовало, капиталистические державы действовали не военно-политическими, а дипломатическими методами, и сама эта дипломатия носила довольно умеренный характер. Результаты исследований Исии Такаси последних лет имеют важное значение для понимания специфики внешнеполитического положения, в котором оказалась Япония в середине XIX века.



Еще статьи из этой рубрики:

    Марксистская историческая наука
    В поисках выхода из идейно-теоретического тупика в борьбе с марксистской исторической наукой буржуазные историки Японии в начале 60-х годов обратились к возникшей на Западе «теории модернизации», и на этой базе возникло влиятельное в буржуазной историографии Японии течение в изучении революции Мэйдзи и последовавших за ней политических и социально-экономических преобразований. В советской исторической литературе была показана реакционная

    Мануфактурная стадия развития
    В то время историк выдвинул идею, что абсолютизм соответствует мануфактурной стадии развития капитализма. А поскольку переворот Мэйдзи приходится на начало мануфактурной стадии развития капитализма, то становится ясным, что у Мэйдзи исин не было иного исхода,, кроме установления абсолютизма. Концепция Хаттори подверглась критике со стороны Хориэ Хидэити. В 1949 г. Хориэ выпустил книгу «Проблемы японской мануфактуры», в которой он утверждал, что в Англии

    Подготовительный совет
    Подготовительный совет опубликовал программную статью под названием «Празднование столетия Мэйдзи», которая представляла собой откровенную апологию японского империализма. В ней говорилось, что «Мэйдзи — эпоха скачка и подъема, беспрецедентная даже в мировой истории», «об этом прежде всего красноречиво говорит современное положение Японии, которая несмотря на бедствия нынешней войны, быстро возродилась и процветает до такой степени, что как чудо вызывает восхищение